Екатерина Абрашина
План по самообразованию воспитателя «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя
Абрашиной Екатерины Николаевны
Группа раннего возраста № 2 на 2022 год.
на тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
стаж работы: 13 лет
Квалификационная категория: 1 категория
Актуальность темы.
Публикация «План по самообразованию воспитателя „Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Ощущение рассматривается как отражение отдельных свойств объектов, воздействующих на анализаторы.
Восприятие представляет собой «субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов».
Представление же понимается как наглядный образ, возникающий на основе предшествующего опыта восприятие путём его воспроизведения в памяти или воображении.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры».
Сущность дидактических игр как средства обучения.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (неслучайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу,
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Цель. Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в развитии познавательной активности детей, через развитие сенсорных эталонов в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи.
- Изучить педагогическую литературу по данной теме и расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
-разработать и реализовать долгосрочный проект «Мы вместе!» на правленый на развитие и совершенствование у детей раннего возраста всех видов восприятия;
- привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
- повысить педагогическую компетентность родителей по данной теме;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей).
План на ___ г. на тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры».
Направления работы Месяц
Изучение методической литературы по данной теме.
Интернет публикации по данной тематике. Сентябрь
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.
Подготовить консультацию «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры».
- Чтение сказок, рассказов: «Репка».
- Чтение стихотворений: «Красная редиска выросла на грядке.», «Красный тюльпан во дворе.»,
Красный цвет он очень яркий, помидор и перец сладкий.»….
- Чтение потешек, при помощи пальчиков (показ воспитателя) :
«Красный», «Желтый», «Листопад листопад - листьев желтых водопад.», «Осень желтая пришла, облетела вся листва.», «Петя – петушок, золотой гребешок», «Осень золотая в гости к нам пришла.»
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений и закрепление цвета: «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Забавные шнурки».
Октябрь
В течение года
- Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр).
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Найди домик для мышки», «Найди половинки», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду, укрась елочку шарами (цвет)», «Пирамидка», «Собери огород»…
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию: «Листопад». Ноябрь
- Разучивание новых пальчиковых игр: «Укрась елочку», «Какого цвета не стало?», «Наша елка велика», «Елочка,елочка, а на ней иголочки», «На елке».
- Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
Повторение выученных пальчиковых игр, заучивание новых.
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию, аппликации, лепки: «Елочка», «Украшения для елочки (шары)».
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, формы, размера (величины) :
«Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?»,
«Уточним цвет», «Найди то, что я покажу», «Соберем бусы», «Кому какая форма», «Какие бывают фигуры», «Найди предмет такой же формы, «Разложи по размеру», «В какую корзиночку», «Домики для медвежат», «Украсим коврик». Декабрь
В течение года
- Дидактические игры : «Какая фигура лишняя?», «В какой домик пойдет жить крышечка?», «Помоги мышкам спрятаться от кота в правильном домике», «Подбери узор варежке».
-Консультация для родителей: «Развитие цветового восприятия 2- 3 лет».
- Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе.
- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования) : «Снеговик». Январь
- Дидактические игры и упражнения на восприятие цвета и формы : «Бусы», «Полянка» (посадить бабочку нужного цвета на цветок, «Подбери чашки к блюдцам», «Найди маленьким рыбкам своих мам.», «Какого цвета?», «Найди предмет такой же формы», «Узнай фигуру», «Кто первый соберет фигуры», «На что похоже.»
- Буклет для родителей: «Дидактические игры своими руками». Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования, аппликация: «Цветы для мамочки». Февраль
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, формы, размера (величины) :
«Разложи предметы по цветным вагончикам», «Расставь машины по гаражам», «Найди нужный цвет (овощу или фрукту, «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет». «В каком домике живут медвежата», «Разложи по размеру», «Фигуры играют в прятки», «В какую корзинку», «Найди предмет такой же формы». Март
- Анкетирование родителей.
- Пальчиковая гимнастика: «Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок» Апрель
- Отчет по самообразованию. Презентация. Май
Что бы мне хотелось добавить в свой уголок, так это дидактические игры :
«Веселый паровозик», «Найди зайчику дом», «Аквариум для рыбки», «Лучик
солнца», «Разложи по размеру», «В какую корзиночку», «Домики для медвежат», «Украсим коврик», «Цветочные бусы», «Белкины заготовки», «Кубики», «Геометрическое лото».
Заключение
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения. Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей
Список использованной литературы:
1. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста - Москва, Мозаика - Синтез, 2011.
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. - Москва, 2010.
3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
4. О. И. Давыдова «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
5. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
6. В. В. Ветрова «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
7. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
9. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
10. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988.
11. Д, Н, Колдина «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) выпуск 1, г. Воронеж 2007 г.
13. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/Авт. сост. С. В. Чиркова. -М. :ВАКО,2016.