Анна Мишина
Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО является формирование исследовательских способностей дошкольников. В современных условиях от человека необходимо не только владение знаниями, но и умение самому добывать их, мыслить творчески и самостоятельно, оперировать этими знаниями. Целевой установкой ФГОС является развитие комплексного,целостного интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование, которое позволяет детям выявлять скрытые существенные связи объектов с явлениями природы.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок с рождения является первооткрывателем и любознательным исследователем окружающего его мира. Как удовлетворить любопытство маленьких первооткрывателей объяснить законы природы на простом для детей языке? Как направить дошкольника к познанию мира и развитию творческого начала? Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Дошкольник имеет возможность в процессе экспериментирования удовлетворить свое любопытство. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Нет предела ощущению восторга при участии в процессе экспериментирования. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники стараются ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы
Познавательно – исследовательская деятельность помогает формировать у ребенка интерес к экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
Во время реализации программы "Детство" и изучения научной литературы, я систематически наблюдала за детьми и пришла к выводу, что самым эффективным средством для развития интеллекта дошкольников является детское экспериментирование.
Основным преимуществом метода экспериментирования является то, что этот метод предоставляет детям возможность изучить различные грани исследуемого объекта, а так же изучить его взаимоотношение к другим объектам в окружающей среде.
Детям нравится экспериментировать. Это связано с тем,что мышление у детей наглядно-действенное и наглядно-образное. Этот метод нельзя сравнивать с другими, так как больше всего соответствует возрастным особенностям детей.
Дети счастливы, когда узнают что-то новое и приходят к выводу самостоятельно. Во время проведения экспериментов и опытов с детьми я заметила, что необходимость дать отчет увиденному, а так же делать выводы, стимулируют не только умственные активность детей, но и развитие речи. Можно сделать вывод, что результат экспериментирования является не только в получении новой информации, но и в накоплении фонда умственных приемов, которые рассматриваются как умственные умения. Мои воспитанники с большимудовольствием принимают участие в экспериментальной деятельности, хоть и не всегда правильно получается делать выводы. Поэтому именно эта тема выбрана мной для исследования и для дальнейшего внедрения в работе с детьми.
Учитывая практическую важность всестороннего развития детей дошкольного возраста, поставила перед собой следующую цель: способствовать развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Для того чтобы достичь вышеуказанную цель мною были определены следующие задачи:
1. Расширить понимание детей об окружающем мире путем знакомства с базовыми знаниями из различных областей науки.
2. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников.
3. Продумывание проблемных ситуаций, которые будут побуждать детей проводить эксперименты.
4. Придерживаться простоты и ясности в изложении материалов, предлагаемых детям.
5. Подбор материалов, которые будут соответствовать возрасту детей.
6. Вовлечь родителей в совместную образовательную и научную деятельность
Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
Развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, развитие самоконтроля и саморегуляции своих действий.
В своем исследовании придерживалась основных принципов и методов педагогики. Изучала произведения классиков методической литературы и педагогики. Данный метод использовали следующие классики педагогики как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие педагоги.
К современным исследователям можно отнести Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовскую, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьеву. А. И Иванову. Эти педагоги также рекомендуютприменять экспериментальные методы в работе с детьми дошкольного возраста. Академик Н. Н. Поддьяков рассматривает как основнуюформу ориентировочноисследовательской деятельности дошкольников эксперимент. Этот вид деятельности будет основным в период всего дошкольного возраста. Именно экспериментальная деятельность способствует принятию нестандартных решений типичных проблем, позволяет посмотреть на проблему иначе, выдвинуть гипотезу, оценить результаты проделанной работы, сделать выводы.
В процессе работы мною использовались как традиционные, так и инновационные методы. Традиционные методы проверены временем, поэтому широко применяются на практике.
Наглядные: наблюдения, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях, иллюстрации и др.
Словестные: рассказы воспитателя, рассказы детей, беседы, использование фольклорных форм.
Практические методы. Метод экспериментирования как одна из форм работы поисково-исследовательской деятельности с детьми является наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Объединяя эти две формы деятельности, проводились с детьми игры – опыты, игры - эксперименты, сюжетно - ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Инновационные технологии воспитания и обучения.
Большое внимание в работе с детьми по экспериментированию в природе уделяю применению проектных технологий. Участие детей в совместных групповых проектах способствует развитию познавательных способностей, например: изготовление детских газет, книжек, коллективных панно. Участвуя в исследованиях, дети учатся планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материал, сравнивать качество выполнения работы.
Мною разработаны и реализованы вместе с детьми и родителями ряд исследовательских проектов «Юный исследователь», «Загадки воздушного шарика», «Этот удивительный песок», «Мир насекомых».
Также в процессе экспериментирования использую мультимедийные и компьютерные средства обучения, которые помогают развивать познавательный интерес ребенка. Дошкольнику намного интереснее увидеть своими глазами объекты и явления, нежели просто послушать рассказ воспитателя про них.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные, очень увлекательны. Я уверена, что детские эксперименты оставляют неизгладимое впечатление на всю жизнь, независимо от того, какой бы деятельности дети не посвятили себя в будущем.
На занятиях с элементами экспериментирования были использованы компьютерные презентации, где весь материал сопровождался сказочными героями: (Зайчик-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша, Утенок-Удивленок, девочка Почемучка, которые попадают в разные ситуации и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу.
Для знакомства детей с процессами и явлениями природы использовался разнообразный материал: репродукции с художественных картин, фотографии, дидактические картинки, видеофильмы, звукозаписи, презентации с использованием загадок, которые развивают внимание, память, мышление, воображение дошкольника.
Для решения поставленных задач ведется работа по популяризации детского экспериментирования в семье : оформлена серия наглядной информации для родителей, консультации, совместные праздники, обмен опытом. Также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах: «Украшение участка к Новому году», «Теремок» и др. – где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками.
Родители принимают активное участие в конкурсах уголков экспериментирования. Помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Подведя итог своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что опыт работы по данной теме очень продуктивен для развития познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Итоговая диагностика показала, что у детей наблюдается позитивная динамика по всем критериям освоения опытно-экспериментальной деятельности. В процессе экспериментирования дети научились видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.
Дети научились изображать результаты опытов схематично, отмечая увиденное в альбомах. А также доставляет радость то, что воспитанники стали применять в игровой деятельности результаты проведения экспериментов и опытов. При общении с детьми и наблюдении за их деятельностью становится очевидным степень популярности и использования уголков по экспериментальной деятельности.
Мониторинг предоставляет возможность сделать следующий вывод, что создана определенная система работы по организации развития опытно-экспериментальной деятельности.