Марина Роговенко
План по самообразованию Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитателя старшей группы
Тема:
«Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель:
Роговенко М. П.
2018– 2019 учебный год
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей;
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемые результаты:
детей :
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1. Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. :ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004
7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
10. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2. Перспективный план работы на 2018- 2019 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Геоконт»).
НОЯБРЬ
- Проведение занятий с использованием счетных палочек.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
- Подготовка картотеки занимательного математического материала.
- Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Геоконт».
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год.
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с детьми.
Сроки Содержание работы Использование дидактических игр
Сентябрь - октябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях Дидактические игры на усвоение понятия «Цвета», «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки»
Ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру «Найди пару», «Разложи по коробочкам»
Декабрь Выделение части группы. Нахождение лишних предметов «Что лишнее?», «Что изменилось?»
Январь Знакомство с четырехугольником «Где правая, где левая?», «Игра с палочками», «Отгадай, что мы делаем?»
Февраль Сравнение предметов по длине, знакомство с понятием «Далеко – близко», измерение сыпучих предметов. «Угостим белочку грибочками», «Бабочки и цветы», «Назови скорее».
Март Знакомство с наглядным изображением чисел 6-8, формировать умение соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостик для зайчат», «Кто больше назовет», Найди кусочек сыра».
Апрель Знакомство с геометрическими фигурами: трапеция, ромб, овал;
Знакомство с наглядным изображением чисел 9 – 10 и 0, закреплять умение соотносить цифру с количеством. «Геометрическое лото», «Разложи фигуры по домикам», «Найди пару по форме»
Май Формирование пространственных представлений (на-над-под,вверху-внизу и др, ориентировка в пространстве, количественный и порядковый счет от1 до 10, сравнение предыдущего и последующего чисел «Возьми игрушку», «магазин игрушек», «Следопыты», «Строители», «Неделька стройся»
Работа с родителями.
Сентябрь
Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.
Октябрь
Проведение индивидуальных консультаций и бесед по вопросам родителей.
Ноябрь
Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
Декабрь
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
Январь
Оформление папки – передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
Февраль
Консультация «Логико математические игры для детей дошкольного возраста».
Март
Рекомендации «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».
Апрель
Консультация «Математика вокруг нас».
Май
Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»