Ольга Прутовых
План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края».
2018-2019 учебный год.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Публикация «План работы по самообразованию по теме „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи:
- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;
- Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.
- Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
Актуальность:
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
1 этап: Информационно-аналитический
Тема Сроки Форма распространения опыта
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования Сентябрь-май
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры Сентябрь-май При проведении НОД и других форм работы с детьми.
При организации игровых досугов, праздничных утренников.
Составление перспективного плана работы с детьми дошкольного возраста.
Сентябрь
Разработать анкеты опроса родителей.
Апрель-май Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.
II. ЭТАП — внедрение в практику
Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. Сентябрь-май Наглядный материал
Консультации для родителей «Дошкольник и экология». Октябрь, март Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для родителей и детей.
Подготовка материала к информационным уголкам для родителей Ноябрь, апрель
конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» Май Конкурс стенгазет
«Край,в котором мы живем» Март Выставка рисунков
Акция «Накормите птиц зимой» Ноябрь-январь Выставка фотографий
«Ребенок и природа» Викторина,КВН
«Природа –наш дом»;
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. В течение года Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования В течение года
Обобщение опыта. Оформление отчета. самоанализ педагогической деятельности.
Перспективное планирование
Месяц Тема Задачи
Сентябрь Мониторинг по теме
Подборка литературы для родителей
Октябрь - Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».
- Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».
- Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
- Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей.
Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Ноябрь - Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
- Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах.
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
- Кормления птиц на прогулке.
- Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
- Художественное творчество: рисование «Птицы нашего края», «Птица, придуманная мною»; лепка «птички».
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
- Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».
- Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) .
Формировать представление детей о зимующих птицах, о том,как птицы приспособлены к жизни в это время года. Воспитывать желание помогать птицам,
развивать умение сравнивать разных птиц.
Декабрь - Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга».
-Экспериментирование с водой.
-Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел?», «Опиши, мы отгадаем».
- Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
- Изготовления и украшение кормушек для птиц.
- Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
- Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,
З. Александровна «Птичья столовая». Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.
Январь - Беседы на тему «Водоемы родного края».
- Составления рассказов о рыбах.
--Рассматривание иллюстраций зимних рек.
- Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в реке», «Опиши, какая рыба?».
-Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа зимой».
- загадывание загадок о рыбах.
- Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) .
Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.
Февраль - Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?».
- Заучивание загадок о рыбах.
-Экспериментирование с ветром.
-Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
-Художественное творчество: аппликация «Морское царство».
-Чтение о природе родного края, животных Сибири.
- Литературная выставка «Читайте вместе снами».
Привлечь детей и родителей к созданию книжного уголка, пополнить знания детей о русских писателях
Март - Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».
- Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.
- Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам».
Развлечения.
- Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
- Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
- Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки Цветов»
Консультация «О чем рассказывают растения»
Консультация «Зеленый спецназ».
Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.
Учить детей видеть красоту родной природы, уметь любоваться ею. Учить распознавать деревья и кустарники, относиться к ним как к живым существам.
Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным.
Апрель - Беседы на темы «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
- Развлечения «День Земли».
- Составления кроссвордов о растениях.
- Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».
- Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
- Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.
Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать умение делать выводы.
Май Фотовыставка «Наши добрые дела».
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы). Систематизировать представления детей о животных,живущих рядом с детьми, учить детей ухаживать за ними.
Предоставить отчёт по экологическому воспитанию.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр. 23.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.). – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
5. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.
8. Молодова. Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
9. Николаева С. Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
10. Программа «Любознайка» (мир растений, мир животных). – Самара, 1992.
11. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.
12. Шишкина В. А. Прогулки в природу : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002.
13. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.