Анна Масленникова
План по самообразованию «Технология обучения детей составлению загадок с использованием технологии ТРИЗ»
Тема: «Технология обучения детей составлению загадок с ипользованием технологии ТРИЗ»
Начало работы над темой – 2019 год
Завершение работы над темой – 2020 год.
Актуальность:
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность". Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Публикация «План по самообразованию „Технология обучения детей составлению загадок с использованием технологии ТРИЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и умении анализировать ее.
Однако наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ, которой не может обосновать и доказать. Развивая умственные способности ребенка, его речь, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Проанализировав данную ситуацию, столкнулась с проблемой: методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей составлять и отгадывать загадки.
Пришла к следующему выводу:
необходимо проанализировать технологии по обучению детей составлению и разгадыванию загадок. И в процессе создать более совершенную систему по обучению детей составлению и разгадыванию загадок.
Цель: Разработка и внедрение системы обучения детей составлению и разгадыванию загадок на занятиях по развитию речи.
I этап
Цель: Выделение общих подходов к обучению детей составлению загадок.
Задачи:
1. изучить психолого – педагогическую литературу, статьи периодической печати.
2. выстроить предварительную работу по обучению детей составлению загадок.
3. составить модели обучения детей составлению загадок.
II этап
Цель: Разработка системы обучения детей составлению загадок.
Задачи:
1. определить темы занятий для перспективного плана по развитию речи
2. разработать конспекты занятий по развитию речи на каждый возраст
3. внедрить систему в работу
III этап
Цель: Обобщение результатов работы, распространение опыта.
1.1 Изучение психолого-педагогической литературы
1.2 Изучение статей из периодической печати
2.1 Разработка и внедрение системы по обучению детей составлению загадок.
Список литературы
Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»
Рыбникова М. А. «Загадка, ее жизнь и природа»
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший
дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой
активности детей // Дошкольное воспитание. -1990.-№7.-С. 15-18.
Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошкольное воспитание. -1995.-
№1.-С. 59-66.
Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное
воспитание. -1983.-№7.-С. 18-21.
Разработка перспективных планов по развитию речи, конспектов занятий по обучению детей составлению загадок.
Апробация на практике.
Анализ эффективности использования системы в работе.
Активное участие в ГМО,
Тематические курсы по теме самообразования
Творческий отчет
Консультация для педагогов
Выставка материалов
Презентация
Модели обучения детей составлению загадок.
Перспективный план
Сборник конспектов занятий по обучению детей составлению загадок.
Отчетные материалы
Обобщение и накопление опыта
Ожидаемый результат:
1. Решение профессиональных затруднений.
2. Самоанализ педагогического опыта, презентация учебно-методического комплекса.
Механизм отслеживания: систематизация опыта работы, отслеживания уровня речевого развития.
Как будет оформлен материал: Методическая копилка, размещение материала на интернет-сайтах.