Лучший педагог года

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности»

Евгения Мухтарова
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Яблонька» р. п. Мулловка муниципального образования

«Мелекесский район» Ульяновской области»

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

«Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности и ее влияние на развитие мелкой моторики»

Воспитатель:

Публикация «План по самообразованию „Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности“» размещена в разделах

Мухтарова Евгения Валерьевна

План работы по самообразованию

«Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности и ее влияние на развитие мелкой моторики»

Пояснительная записка

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития больше всего подходит дошкольный возраст, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. Большое значение занятий рисованием подчеркивали А. Н. Граборов, Т. Н. Головина, Л. В. Занков, И. М. Соловьев. Изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию личности ребенка, углублению представлений об окружающем мире, приобретению знаний о предметах и явлениях, решению задач речевого развития детей : обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

В. П. Глухов, В. А. Ковшиков и другие авторы отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны :

- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

- недостаточный объем сведений об окружающем,

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

- общая психофизиологическая расторможенность;

- недоразвитие общей и мелкой моторики.

Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что задержка в развитии речи ведёт за собой и задержку развития воображения, так как у детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, разговорная речь бедная, малословная.

Все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют.

Изобразительная деятельность - очень интересный и в тоже время сложный процесс. Нетрадиционные техники изодеятельности - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Мышления;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Цель самообразования : развитие у детей творческих способностей, мелкой моторики руки формирование интереса к нетрадиционной изодеятельности.

Задачи:

1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.

2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.

3. Формировать целостную картину мира;

4. Расширять кругозор детей;

5. Учить создавать свой неповторимый образ, в работах по нетрадиционной изодеятельности используя различные техники, приемы.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

-игра, которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент;

-любимый герой сказки или мультфильма;

-решение проблемной ситуации, просьба о помощи;

-музыкальное сопровождение.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

-наблюдения с детьми ;

-обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

-объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

-показ способов действия;

-игровые приемы;

-совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционной изодеятельности.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

1. У детей повысится уровень художественных способностей;

2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

3. Освоят технику нетрадиционной изодеятельности.

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2019 –май 2020 учебный год)

Литература:

1. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] /В. П. Глухов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М., 1985.

2. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов. – М., 2002.

3. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Дудьев // Логопедия. – 2006. - №2.

4. Кривых, Ю. С. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ю. С. Кривых // Логопедия. - 2008. - N 1.

5. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб., 2007.

6. Новикова, К. Л. Развитие творческих способностей детей [Текст] / К. Л. Новикова// Детское творчество. - 2002.- №31.

7. Рыжова, Н. В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразвитием речи [Текст] /Н. В. Рыжова // Логопед. - 2007. - N 3.

8. Рыжова, Н. В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Н. В. Рыжова. – М., 2009.

Перспективный план работы

Сентябрь

Работа с детьми

п/п Тема

занятия Техника Программное содержание Оборудование

1.

«Осенний ковер» Фроттаж

Познакомить с техникой «Фроттаж». Развивать интерес к нетрадиционной технике «фроттаж». Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер, используя листья как средство выразительности. Листья деревьев разной величины. Восковые мелки, белая бумага, иллюстрации.

2. «Веточка рябины» Рисование пальчиками, печать листьями. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) Гуашевые краски, альбомные листы, кисточка, влажные салфетки, листья рябины, веточка рябины в вазе.

Работа с родителями

Выставки детских работ для родителей.

Сбор разнообразного природного материала для работ с использованием нетрадиционных техник рисования (листья, веточки, шишки, палочки и т. д.)

Работа педагога Изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов изодеятельности для развития мелкой моторики.

Составление конспектов занятий.

Октябрь

Работа с детьми

1. «Грибы на опушке» Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.

2.

«Натюрморт с цветами» Составления гербария из сухих листьев и цветов. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией -равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, соотносить величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, листья, цветы сухие, кисти, клей ПВА.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии речи детей».

Работа педагога

Изготовление игр на художественное воображение «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы».

Ноябрь

Работа с детьми

1.

«Подсолнухи» Аппликация с использованием природного материала (семена, листья).

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Бумага, листья, семена, кисть, клей ПВА.

2. «Мое любимое дерево в разное время года» Оттиск штампами, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Лист бумаги, листья, штампы, пенопласт, цветная гуашь.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

Работа педагога Изготовление папки-передвижки.

Папка-передвижка «Игры с красками».

Декабрь

Работа с детьми

1. «Домашнее животное собака» Различные (оттиск смятой бумагой, поролон) Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.

2. «Сказочный лес» Рисование солью. Учить создавать рисунки, используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

Работа педагога Консультация для педагогов «Развитие творчества у старших дошкольников с ОНР в изобразительной деятельности»

Январь

Работа с детьми

1. «Зимний лес» Рисование восковыми мелками, свечой. Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

2. «Морозные узоры» Пластилинография Закреплять умение детей передавать в композиции красоту морозных узоров с помощью пластилина. Развивать чувство композиции, формы. Пластилин, картон цветной, стека, дощечка для лепки.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования».

Работа педагога Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

Февраль

Работа с детьми

1. «Сюрприз для папы» Набрызг красками по трафарету Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. Открытка, гуашь, кисти, трафареты.

2. «Разноцветные шары» Рисование мыльной пеной Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. Акварельные краски, поролоновая губка,мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

Работа педагога Клуб «Молодая семья». Практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Март

Работа с детьми

1. «Мимоза для мамы» Скатывание шариков из салфеток Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать аккуратность, чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Открытка из цветной бумаги, цветные салфетки, клей ПВА,кисть.

2. «Какого цвета весна» Кляксография Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

Консультация «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОНР»

Работа педагога Изготовление папки-передвижки.

Папка-передвижка «Значение лепки в жизни детей с ОНР».

Апрель

Работа с детьми

1. «Космос» Пластилинография (из шариков пластилина) Закреплять умение детей передавать в композиции космическую тематику с помощью шариков пластилина. Развивать мелкую моторику, чувство композиции,

цвета, формы. Пластилин, тарелочка, стека, дощечка для лепки.

2. «Волшебный аквариум» Печать по трафарету

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. Краски, трафареты, бумага.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

Работа педагога Оформление результатов работы. Фото-отчет «Наш вернисаж».

Май

Работа с детьми

1. «Праздничный салют» Граттаж Познакомить детей с техникой

«граттаж».

Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Раскрашенные листы покрытые черной гуашью, зубочистки.

2. «Украсим тарелочку» Декупаж Познакомить с техникой «декупаж».Учить декорировать предмет с помощью рисунка с салфетки.

Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальное декорирование предмета. Салфетки с рисунками, кисть, клей ПВА, тарелочка, ножницы.

Работа с родителями Выставки детских работ для родителей.

День открытых дверей. НОД «Рисование манной крупой»

Работа педагога Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Фото-отчет в виде презентации «Наш вернисаж».

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности»
Опубликовано: 30 января 2020 в 17:14
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Мухтарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД