Гульназ Зарипова
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
-совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План работы на год :
Срок Тема Содержание Работа с родителями
Сентябрь
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
Беседы с родителями:
- «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».
- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Октябрь-Ноябрь
Работа над пересказами с использованием опорных схем, составление рассказов, заучивание стихотворении, дыхательная гимнастика на развитие речевого аппарата, артикуляционная гимнастика
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г. Скребицкого;
Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
Чтение, беседы по рассказам, пересказ:
- «Осень» И. Соколов-Микитов.
- «Лес осенью» И. Соколов-Микитов
Чтение и заучивание стихотворений:
- И. Бунин «Листопад» (отрывок).
- С. Городецкий «Первый снег».
Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок».
- «Война грибов».
- «Вершки и корешки».
. Беседы:
- «Что я знаю о себе»;
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;
Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «ветры»;
- «подуем на плечо»;
- «листики осенние»;
- «запасливые хомячки»;
- «пузыри»;
- «надуем шарик».
Дидактические игры:
- «Буква моего имени»;
- «Назови слова»;
- «Употребление предлогов»;
- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);
- «Придумай новое слово»;
- «Что лишнее?»;
- «Составь рассказ по картинке».
Театрализованная деятельность:
- Осенний театрализованный праздник.
- Настольный театр «Лиса и кувшин».
- Настольный театр «Репка», «Два жадных медвежонка».
Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Декабрь-Январь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
Разгадывание загадок об овощах и фруктах Чтение и беседы по рассказам:
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.
Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Зима».
- «Зимние забавы». Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Поет зима – аукает».
- С. Есенин «Пороша»
Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
Дидактические игры:
- «Читаем сами»;
- «Логопедическая ромашка»;
- «Читаем с ударением»;
- «Сочини предложение»;
-«Противоположности»;
Театрализованная деятельность:
- Новогодний театрализованный праздник.
Консультации для родителей:
- «Воспитание ответственности у детей».
- «Застенчивость».
- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
- «Причины неготовности детей к школе».
- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Здоровый образ жизни в семье».
- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».
Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
- «Связная речь».
Февраль-Март
Анализ и оценка знаний детей
Работа с загадками. Составление загадок. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки Показать роль загадки на формирование выразительности речи.
Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.
Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы.
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;
Знакомство с пословицами и поговорками о весне.
Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели».
Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Играющие собаки» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
Чтение и заучивание стихотворений.
Чтение и обсуждение, пересказ сказок.
Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук.
Дидактические игры:
- «Придумай рассказ про…»;
- «Сложи слово»;
- «Азбука»;
Театрализованная деятельность
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Консультации для родителей:
- «Речевая готовность ребенка к школе».
- «Портрет будущего первоклассника».
Беседы с родителями:
- «Памятки для родителей по обучению связной речи».
- «Круг чтения детей семилетнего возраста».
Папка передвижка:
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач».
Апрель-Май
Анализ и оценка своей деятельности детей
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.
Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Формы представления результатов самообразования :
• Консультация для воспитателей, консультация-практикум
• Творческий отчет;
• Проведение мероприятий;
• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании;
•Участие детей на занятии.