Лымарь Елена Александровна
Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста c ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский образовательный проект : «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста c ОВЗ»
Выполнила: учитель-дефектолог Бургазлиева Е. А.
Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с ОВЗ.
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность проекта : 1 год.
Участники проекта.
1. Воспитатели ОВЗ группы.
2. Дети ОВЗ группы.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста c ОВЗ“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Родители и другие члены семьи.
Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают :
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.
Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.
Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Цель проекта : формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Объект исследования: процесс формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики
Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей раннего возраста.
Гипотеза: процесс формирования речи у детей раннего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.
Задачи для детей :
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Мониторинг результатов.
Ожидаемый результат:
1. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
2. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
3. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
4. Интеллектуальное развитие детей.
5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
I Подготовительный этап.
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.
- Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
- Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
- Создание информационного пространства (информационный стенд).
III. Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.