ЕЛЕНА КОСЕНОК
План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
Актуальность
В настоящее время проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста – одна из важнейших в общей и специальной педагогике. Отмечается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями развития графо-моторных навыков. Называются различные причины: врожденные факторы, психическая депривация (сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная, соматическая ослабленность, нарушения формирования познавательных процессов. Однако первостепенную роль играет нарушение зрительной анализаторной системы.
Публикация «План по самообразованию „Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Состояние зрительной системы – это один из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка-дошкольника к обучению в школе. Нормально видящий ребёнок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причём 90% этой информации – зрительная.
У детей с нарушениями зрения процесс зрительного восприятия окружающего мира существенно изменен. В исследованиях, отмечается снижение получаемой внешней информации из-за недостаточного объема и неточности образов внешнего мира. У детей с нарушением зрения появляются особенности формирования зрительных образов, страдает целостное и детальное восприятие, возникают трудности восприятия формы, величины, пропорций, пространственных отношений, ориентировки на листе в клетку, четкость различения мелких деталей, недостаточная способность различения линейных и угловых величин. Это снижает скорость восприятия, его полноту, точность, затрудняет формирование предметных и пространственных представлений. Низкий уровень развития зрительно – моторной координации у детей со зрительной депривацией приводит к нарушению развития графомоторных навыков. То есть, в конечном итоге такие нарушения отрицательно влияют на способность ребенка овладевать процессами чтения и письма.
Работа над развитием графомоторных навыков - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т. к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, особенно для детей с ОВЗ. Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, возникает необходимость проведения с детьми углубленной работы в этом направлении.
Цель:
повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.
2. Изучить и подобрать различные методики и техники для развития графомоторных навыков.
3. Апробировать возможности использования данных методик.
4. Совершенствовать предметно - развивающую среду кабинета для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста.
5. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.
6. Способствовать развитию графомоторных навыков у детей.
Работа начата в 2018 году
Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования
на 2021 – 2022 учебный год
Список литературы
1. Готовим руку к письму / под ред. Крупенчук О. И – С-П: ЛИТЕРА,
2006
2. Учимся писать / под ред. Новотворцевой Н. В. – Яр: АКАДЕМИЯ
РАЗВИТИЯ, 1998
3. Слушай, смотри, делай. (Рабочая тетрадь) / под ред. Колесниковой
Е. В. - Яр:- АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2000
4. Голубина научит клеточка. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.
5. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : «Астрель», 2001.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
7. Давыдова О. А. Графомоторика. Тренажёр по развитию
межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М. : Школьная пресса, 2017.
8. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М. : Быстров, 2006
Н.,
9. Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий
детей 5-7 лет. – М. : Академия Развития, ВКТ, 2007.
10. Волшебные рисунки: Графо-моторные упражнения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма. - Спб. : КАРО, 2004.
11. Формирование графо-моторных навыков. Методическое пособие. –
М. : Генезис, 2010.
12. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
Популярное пособие для родителей и педагогов /, - Ярославль: Академия развития, 1997.
13. Рахманова диктанты для дошкольников: метод. пособие для
педагогов и родителей - М. : Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
14. Хилтунен письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. –
М. : Генезис, 2009.