Лариса Куракина
План по самообразованию «Нетрадиционная аппликация как эффективное средство развития ручной умелости детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Программа
профессионального самообразования педагога
Тема: «Нетрадиционная аппликация –
как эффективное средство развития
ручной умелости детей 6-7 лет»
Воспитатель:
Дмитриева Л. Ю.
р. п. Шатки
Актуальность
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
Публикация «План по самообразованию „Нетрадиционная аппликация как эффективное средство развития ручной умелости детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликации. Планы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольный возраст – это лучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит более стремительно. Именно в дошкольном возрасте у детей развивается умение выполнять мелкие движения с предметами, а к 6 – 7 годам заканчивается развитие мелких мышц кисти. Ручная умелость (моторика рук) представляет собой эффективный «гимнастический снаряд» для развития психики и интеллекта детей. К сожалению, диагностика детей в ДОУ показывает, что у большинства из них отмечается недоразвитие ручной умелости кистей рук. Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики у детей 6-7 лет проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Таким образом, достаточно важна организация деятельности, сориентированная на развитии кисти рук ребенка в дошкольный период. Одним из средств развития ручной умелости у детей дошкольного возраста является нетрадиционная аппликация, которая имеет большое значение для обучения и развития детей. Все это очень важно для успешной деятельности в школе. Я молодой специалист с небольшим опытом работы в данном направлении. Поэтому я решила разработать план-программу профессионального саморазвития по данному направлению.
Цель: Повысить свой теоретический, практический уровень, профессиональное мастерство по теме нетрадиционная аппликация – как эффективное средство развития ручной умелости детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме самообразования;
2. Проанализировать и пополнить предметную среду группы на наличие создания условий для нетрадиционных техник организации нетрадиционных видов аппликации;
3. Проанализировать и отобрать наиболее эффективные виды нетрадиционных техник аппликации;
4. Развивать ручную умелость и координацию движения рук у детей подготовительной группы посредством нетрадиционных видов аппликаций;
5. Воспитывать умение работать в коллективе и индивидуально;
6. Отобрать и внедрить в работу с детьми наиболее эффективные виды нетрадиционной аппликации.
7. Показать родителям важность и привлечь к совместной работе по развитию ручной умелости детей через аппликацию;
8. Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Дата начала работы над темой: 3 сентября 2019 г.
Предполагаемая дата окончания: 31 мая 2020 г.
Этапы работы над темой
1. Диагностический этап
Анализ и изучение методической литературы.
1. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду/ З. А. Богатырева. М. : Просвещение, 2008.
2. Воспитатель ДОУ № 1/2009
3. Гусакова, М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.
4. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
6. Нетрадиционные техники и материалы,планирование,конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
7. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
2. Практический этап
Сроки
Сентябрь
Самореализация
Изучение методов работы педагогов на интернет-сайтах, методическая литература.
Составить картотеку по аппликации с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.
Подбор аппликационного материала.
Работа с детьми
Оформление уголка в подготовительной группе «Творческая мастерская».
Игра – беседа «Условия безопасной работы.
Знакомство с видами нетрадиционной техники аппликации: оригами, обрывная аппликация, аппликация из круп, аппликация из скорлупы яиц, аппликация квиллинг, айрис-фолдинг, торцевание, салфеточная аппликация.
Тестирование детей на начало года.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Аппликация как средство развития мелкой моторики у дошкольников»
Сроки
Октябрь - Обрывная аппликация
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками обрывного вида аппликации
Работа с детьми
Беседа: «Что такое обрывная аппликация?»
Рассматривание с детьми иллюстраций техники «Обрывная аппликация»
Просмотр презентации «Обрывная аппликация»
Д/И «Найди на ощупь»
Обрывная аппликация «Осенние березки»
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники аппликации».
Сроки
Ноябрь - Аппликация в технике «Квиллинг»
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике «Квиллинг»
Работа с детьми
Беседа:«Что такое квиллинг?»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликационных работ в технике «Квиллинг»
Просмотр презентации «Аппликации в технике квиллинг»
Д /и «Что в моей корзинке».
Аппликация в технике квиллинг «Фоторамка»
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей:«Ножницы это легко»
Мастер класс для родителей по технике «Квиллинг»
Сроки
Декабрь -Аппликация в технике оригами
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике оригами
Работа с детьми
Беседа: «Аппликация в технике оригами»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций в технике «Оригами»
Просмотр презентации «Аппликация в технике оригами»;
Д/И «Угадай – ка из чего сделано?» (рассматривание изображений, выполненных в разных техниках).
Аппликация в технике оригами «Елочные игрушки»
Выставка работ
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Волшебное оригами»
Сроки
Январь -Аппликация из крупы
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации из крупы
Работа с детьми
Беседа: «Аппликация из крупы -это интересно!»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций из крупы
Просмотр презентации «Аппликации из различных видов круп»;
Д/и «Подбери нужный цвет»
Аппликация из крупы «Весёлый снеговик»
Выставка работ
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей на тему: «Увлекательные занятия из круп».
Сроки
Февраль- Аппликация в технике айрис-фолдинг
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике «Айрис-фолдинг»
Работа с детьми
Беседа: «Что такое аппликация в технике айрис–фолдинг?»
Рассматривание с детьми иллюстраций аппликаций по данной технике
Просмотр презентации «Айрис фолдинг»;
Д/и «Золушка»
Аппликация в технике айрис-фолдинг
«Открытка истребитель»
Выставка готовых работ.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Мир на кончиках пальцев».
Работа с педагогами
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционная техника аппликации айрис-фолдинг»
Сроки
Март-Салфеточная аппликация
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме.
Овладение навыками салфеточной аппликации
Работа с детьми
Беседа «Что такое салфеточная аппликация»
Рассматривание с детьми иллюстраций салфеточных аппликаций»
Просмотр презентации «Салфеточная аппликация»;
Д/и «Волшебная коробочка»
Салфеточная аппликация «Подарок маме»
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как один из приёмов развития мелкой моторики дошкольника»
Сроки
Апрель- Аппликация из яичной скорлупы
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации из яичной скорлупы
Работа с детьми
Беседа: «Откуда взялась скорлупа?»
Рассматривание иллюстраций с изображением работ из скорлупы.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Презентация «Знакомство с яичной скорлупой»
Д/и «Найди пару»
Аппликация из яичной скорлупы «Цветочное панно»
Выставка детских работ.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Вот такая скорлупа»
Сроки
Май -Аппликация в технике торцевание
Самореализация
Изучение литературы, видео материалов по теме
Овладение навыками аппликации в технике торцевание
Работа с детьми
Беседа: «Техника торцевание»
Рассматривание иллюстраций с изображением работ.
Презентация «Знакомство с техникой торцевание»
Аппликация в технике торцевания «75-летию Победы посвящается» (Звезда)
Тестирование детей на конец года
Выставка работ.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Торцевание – способ увлечь ребёнка»
Работа с педагогами
Выставка детских работ, фотоотчёт.
Выступление на пед. совете с отчетом о проделанной работе за учебный год.
3. Заключительный этап
Выступление на итоговом педагогическом совете по теме самообразования.
4. Ожидаемые результаты
Повысится мой теоретический, практический уровень, профессиональное мастерство по теме нетрадиционная аппликация – как эффективное средство развития ручной умелости детей 6-7 лет.
В ходе работы будут созданы условия, обеспечивающие систематическое и эффективное использование различных нетрадиционных материалов для аппликаций.
У детей повысится уровень развития ручных умений
Родители получат рекомендации по созданию условий для развития ручной умелости через аппликацию; консультации по изготовлению аппликаций из различных материалов.