Левина Татьяна
План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему :
«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
Подготовила: воспитатель
Левина Т. Ю.
Г. Вязьма 2018 г.
Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Актуальность:
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста, создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности.
2. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.
3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5. Оформить в группе центр активности «В гостях у сказки».
6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.
Ожидаемые результаты:
1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра : обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
Для успешного развития детской творческой активности в театрализации необходимы условия :
- Предметно – пространственная среда (наличие соответствующего оборудования для всех видов театрализованной деятельности);
- Дидактическое обеспечение;
- Методическое обеспечение;
- Учёт индивидуальных интересов детей, наклонностей, потребностей и предпочтений;
- Регулярное проведение занятий и постоянство участия каждого ребёнка в различных видах, формах театрализованной деятельности;
- Активная позиция родителей.
Организационные формы работы с детьми:
• Музыкальные занятия;
• Специально – организованные занятия;
• Театрализованные представления;
• Нерегламентированный вид деятельности;
• Кружковая работа.
Взаимодействие с родителями:
Задачи:
- Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;
- Привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;
- Вызвать желание родителей участвовать в жизни ДОУ.
Формы работы с родителями:
Анкетирование;
Тематические консультации;
Нетрадиционные формы родительских собраний;
Выставки;
Индивидуальные беседы;
Наглядно – информационные.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
«Социализация» использование дидактических игр
«Коммуникация» использование скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.
«Художественная литература» знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектакля, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театральной деятельности.
«Музыка» знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов героев.
«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театре; Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Познавательное развитие
«Познание» знакомство с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
Физическое развитие
«Физическая культура»
Использование подвижных - сюжетных игр.
«Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Пальчиковые игры со словами.
3. Физкультминутки.
4. Дыхательная гимнастика.
Задачи:
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа.
1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.
2. Пробуждать интерес детей к отражению содержания знакомых сказок в игре.
3. Учить действовать с игрушками; передавать в играх - имитациях характерные движения и звукоподражания.
4. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности, на интонационную выразительность взрослого.
5. Развивать речь детей, умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
6. Развивать у детей интерес и участие в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослыми.
Пятый год жизни. Средняя группа.
1. Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям; сопереживание героям литературных произведений, доброе к ним отношение.
2. Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы
3. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности при пересказе литературных текстов; воспитывать интерес к литературе.
4. Развивать умение создавать простые изображения, предложенные взрослым, используя основные способы формы, элементарную композицию.
Шестой год жизни. Старшая группа.
1. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные, бытовые сказки, былины).
2. Воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать настроение произведения: красоту и выразительность языка сказок.
3. Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно- речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказ сказки близко к тексту; умение передавать настроение героев их интонацию.
4. Продолжать знакомить детей с различными видами театра : опера, балет, драматический, кукольный.
5. Формировать и закреплять знания о правилах манипуляции куклами.
Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умение изображать их в собственной деятельности.
Седьмой год жизни. Подготовительная группа.
1. Познакомить детей с различными видами театра : драматический, оперный, балет, кукольный театр (театр марионеток, пальчиковый, перчаточный, театр би-ба-бо, плоскостной театр, театр игрушек)
2. учить детей совместно с родителями находить информацию о театре в книгах, журналах, интернете. Полученную информацией с товарищами по группе, воплощать полученные знания в творческих работах (рисунках, лепке, аппликации).
3. Формировать устойчивы интерес к русскому народному творчеству и авторской сказке. Пополнять и акцентировать словарь детей. Закреплять умения детей определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей сказки. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать монологическую речь и умение вести диалог. Подводить детей к созданию выразительного образа используя интонацию, мимику, пантомиму (жесты, позы, походку).
4. Формировать и закреплять знания о правилах манипуляции куклами. Развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и упражнения.
5. Воспитывать бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям, уважение к труду других людей
6. Главная задача формирование творческой личности ребенка средствами т. д.
Формы представления результатов самообразования :
• Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
• Творческий отчет.
• Проведение мероприятий, развлечений.
• Наглядно-иллюстративный материал.
План на 2018-2019 учебный год (вторая младшая группа) :
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
3. Антипина А. Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
4. Интернет ресурсы.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)
Работа с детьми Октябрь Рассказ о видах театра. Как вести себя в театре. Простые правила этикета».
Ноябрь - май Разучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.
Консультация для родителей «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»
Декабрь Выразительно читать текст; умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией. Ролевой диалог героев сказки "Репка". Русская народная сказка «Репка»
Январь Разыгрывание мимических этюдов и театральных этюдов. Развивать творческое воображение, Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой) Картотека:
«Мимические упражнения»
«Театральных этюдов»
Февраль Работа над выразительностью интонировать голоса героев сказки.
Настольный театр сказок «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок».
Апрель Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. Инсценировка сказки. Показ сказки «Кошкин дом» детям детского сада.
Работа с семьей Сентябрь Предложение родителям – посещение кинотеатра. Беседа «Как поддержать у детей интерес к театру»
Ноябрь Консультация «Развитие связной речи дошкольников посредством театральной деятельности»
Подбор консультаций по данной теме.
Декабрь Подготовка к новогоднему утреннику
Изготовление атрибутов к празднику. Новогодний утренник.
Январь Рассказ родителям об особенностях настольного театра. Изготовление атрибутов (трафареты, настольный театр)
Февраль Консультация для родителей
«Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок
Апрель Подготовка к Инсценировке сказки «Кошкин дом» Изготовление атрибутов масок и костюмов.
Май 1. Отчет о проделанной
Работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
2. Фотоотчет для родителей о проделанной работе с детьми.
Выступление на педсовете.
Литература:
1. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
3. Антипина А. Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
4. Интернет ресурсы.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.