Приложение МААМ

Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Розалия Дунаева
Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд1. Тема

«Развитие социально – эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Слайд2. Тезис

«Творчество необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни…»

Л. С. Выготский

Публикация «Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах

«Творчество ребё нка во многом зависит от опыта: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношения к окружающим. Поэтому, способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому решающая роль в становлении личности дошкольника принадлежит одному из сложнейших направлений воспитательной работы: развитие социально-эмоциональной сферы детей.

Слайд 3.

Что такое «социально - эмоциональное развитие

Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Слайд 4. Программы.

Социально-эмоциональное развитие представлены в программе «Детство» ( авторы: Логинова В. И., Бабанова Т. И., Ноткина Н. А.). Программа развития социальной компетентности детей дошкольного возраста «Я- Ты-Мы» (разработана ведущим научным сотрудником Института педагогических инноваций РАО, кандидатом педагогических наук О. Л. Князевой, город Москва).

Необходимость создания данных программ обусловлена тем, что многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей.

Практика работы с дошкольниками показала, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.

В связи с этим, формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Слайд 5.

Содержание процесса социально-эмоционального развития.

Эмоции и чувства.

Мимика, выразительные движения мышц лица;

Пантомимика: выразительные движения всего тела

Вокальная мимика: выражение эмоций в интонации, тембре, ритме голоса.

Социальная компетентность.

Способность жить в обществе.

Учитывать интересы и потребности других.

Принимать правила и нормы поведения в обществе,

Социально – эмоциональное развитие оказывает влияние на содержание и динамику познавательных процессов, а также восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Наиболее важными факторами, влияющими на социально – эмоциональное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи и стиль воспитания. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, становится социально компетентным.

Основными компонентами эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста являются :

освоение социальных форм выражения эмоций;

формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.

Слайд 6

Роль педагога

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются представления о социальных нормах, но эти представления ещё неотделимы от его положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Эмоциональные процессы становятся всё более избирательными и управляемыми в связи с выдвижением на первый план произвольной регуляции. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Необходимые педагогические задачи:

развивать уверенность в себе и в своих силах;

• формировать у дошкольников правила и нормы поведения;

развивать умения понятно и социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения;

• учить понимать взаимозависимости людей и их необходимости друг другу;

• приобщать детей к театральной культуре;

• расширять и систематизировать знания об эмоциональной сфере человека;

развивать артистические способности детей.

Слайд 7

Действенным средством для успешного развития социально – эмоциональной сферы является творческая театрализованная деятельность, т. к театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.

Слайды 8

«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное доброе».

Т. И. Софронова «Через прекрасное к человечному». Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Слайд 9.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Слайд 10. Эмоции.

Практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство. Эмоции – это определённые переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.

Именно эмоции и чувства во многом характеризуют личность, определяют её успешность в различных сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию.

Основой социально – эмоционального развития являются эмоции, испытываемые и проявляемые дошкольниками :

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребёнка интерес носит безотчётный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.

Радость. Выражение радости легко узнаётся. При радости лицо расцветает улыбкой; уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты. Она не только делает более прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству. Она может успокоить, отвлечь.

Удивление. Удивление – это кратковременная и очень неопределённая эмоция. Ситуации, которые служат причиной удивления, затем вызывают негативно или положительно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепочки эмоций : удивление – радость – интерес; удивление – стыд – страх. В пятимесячном возрасте ребёнок уже достигает такого умственного развития, что способен удивляться.

Слайд16.

Формы театрализованной работы.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральные занятия, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами

В старшем дошкольном возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

Слайд 17. Содержание занятий.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

упражнения для социально-эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры;

упражнения по дикции;

задания для развития речевой интонационной выразительности;

игры-превращения, образные упражнения;

упражнения на развитие детской пластики;

пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

театральные этюды;

отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т. д.

Слайд 18. Виды кукол.

1. Перчаточные

2. Бибабо

3. Тростевые

4. «Штоковые»

5. «Висунки»

Слайд 19.

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, нравственности, воображения. И чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей.» Б. М. Теплов

Искусство театра, является одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников», 2010 г.

2. Дворецкая Л. В. «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников», 2009 г.

3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ», 2009 г.

4. Князева О. Л., «Я – Ты - Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников», 2007 г.

5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие», 2007 г.

6. Ковалец И. В. «Азбука эмоций», 2010 г.

7. Маханёва М. Д., «Театрализованные занятия в детском саду», 2011 г.

8. Под редакцией Кошелевой А. Д., «Эмоциональное развитие дошкольников», 2008 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект занятий Занятие 1 1. Угадай эмоцию Перед детьми пиктограмма с эмоцией, взрослый предлагает отгадать, как она называется. Психолог:.

План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Педагога-психолога Кафлиной Ю. В. Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» Цель: повысить.

Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Играем в сказку» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Нестерова Е. В., Фокина Н. А. ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческо-речевой. СРОК ДЕЙСТВИЯ: 2018-2019 учебный год. УЧАСТНИКИ.

Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью УДК 159.923.2 М. Г. Архипова студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация Развитие.

Развитие эмоциональной сферы у детей посредством различных музыкальных игр и упражнений. Комплекс музыкально-подвижных игр Музыкальный руководитель Михальская С. Н. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но он имеет.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Занятие по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста «Я и мое настроение» Занятие по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста «Я и мое настроение» Цель: Развитие эмоциональной сферы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
Опубликовано: 10 августа 2019 в 22:31
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Розалия Дунаева (УИ 235834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД