Розалия Дунаева
Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1. Тема
«Развитие социально – эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Слайд2. Тезис
«Творчество необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни…»
Л. С. Выготский
Публикация «Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Творчество ребё нка во многом зависит от опыта: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношения к окружающим. Поэтому, способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому решающая роль в становлении личности дошкольника принадлежит одному из сложнейших направлений воспитательной работы: развитие социально-эмоциональной сферы детей.
Слайд 3.
Что такое «социально - эмоциональное развитие?»
Это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Слайд 4. Программы.
Социально-эмоциональное развитие представлены в программе «Детство» ( авторы: Логинова В. И., Бабанова Т. И., Ноткина Н. А.). Программа развития социальной компетентности детей дошкольного возраста «Я- Ты-Мы» (разработана ведущим научным сотрудником Института педагогических инноваций РАО, кандидатом педагогических наук О. Л. Князевой, город Москва).
Необходимость создания данных программ обусловлена тем, что многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей.
Практика работы с дошкольниками показала, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.
В связи с этим, формирование эмоций и чувств, развитие понимания и вербализация эмоциональных состояний детьми должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Слайд 5.
Содержание процесса социально-эмоционального развития.
Эмоции и чувства.
Мимика, выразительные движения мышц лица;
Пантомимика: выразительные движения всего тела
Вокальная мимика: выражение эмоций в интонации, тембре, ритме голоса.
Социальная компетентность.
Способность жить в обществе.
Учитывать интересы и потребности других.
Принимать правила и нормы поведения в обществе,
Социально – эмоциональное развитие оказывает влияние на содержание и динамику познавательных процессов, а также восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Наиболее важными факторами, влияющими на социально – эмоциональное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи и стиль воспитания. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, становится социально компетентным.
Основными компонентами эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста являются :
освоение социальных форм выражения эмоций;
формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.
Слайд 6
Роль педагога
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются представления о социальных нормах, но эти представления ещё неотделимы от его положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Эмоциональные процессы становятся всё более избирательными и управляемыми в связи с выдвижением на первый план произвольной регуляции. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Необходимые педагогические задачи:
• развивать уверенность в себе и в своих силах;
• формировать у дошкольников правила и нормы поведения;
• развивать умения понятно и социально приемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения;
• учить понимать взаимозависимости людей и их необходимости друг другу;
• приобщать детей к театральной культуре;
• расширять и систематизировать знания об эмоциональной сфере человека;
• развивать артистические способности детей.
Слайд 7
Действенным средством для успешного развития социально – эмоциональной сферы является творческая театрализованная деятельность, т. к театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.
Слайды 8
«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное доброе».
Т. И. Софронова «Через прекрасное к человечному». Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.
Слайд 9.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Слайд 10. Эмоции.
Практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство. Эмоции – это определённые переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.
Именно эмоции и чувства во многом характеризуют личность, определяют её успешность в различных сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию.
Основой социально – эмоционального развития являются эмоции, испытываемые и проявляемые дошкольниками :
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребёнка интерес носит безотчётный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.
Радость. Выражение радости легко узнаётся. При радости лицо расцветает улыбкой; уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты. Она не только делает более прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству. Она может успокоить, отвлечь.
Удивление. Удивление – это кратковременная и очень неопределённая эмоция. Ситуации, которые служат причиной удивления, затем вызывают негативно или положительно окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепочки эмоций : удивление – радость – интерес; удивление – стыд – страх. В пятимесячном возрасте ребёнок уже достигает такого умственного развития, что способен удивляться.
Слайд16.
Формы театрализованной работы.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральные занятия, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами
В старшем дошкольном возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
Слайд 17. Содержание занятий.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
упражнения для социально-эмоционального развития детей;
коррекционно-развивающие игры;
упражнения по дикции;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения, образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т. д.
Слайд 18. Виды кукол.
1. Перчаточные
2. Бибабо
3. Тростевые
4. «Штоковые»
5. «Висунки»
Слайд 19.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, нравственности, воображения. И чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей.» Б. М. Теплов
Искусство театра, является одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Используемая литература:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников», 2010 г.
2. Дворецкая Л. В. «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников», 2009 г.
3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ», 2009 г.
4. Князева О. Л., «Я – Ты - Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников», 2007 г.
5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие», 2007 г.
6. Ковалец И. В. «Азбука эмоций», 2010 г.
7. Маханёва М. Д., «Театрализованные занятия в детском саду», 2011 г.
8. Под редакцией Кошелевой А. Д., «Эмоциональное развитие дошкольников», 2008 г.