Андриянова Евгения Валерьевна
План по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Солнышко»
План по самообразованию
Тема «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Подготовила:
Севастьянова Е. В.
СЗД
Кировград
2018-2019
Актуальность
Фольклор - народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками, их назначение вызвать у ребенка положительные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стишки к первым играм с ручками, пальчиками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и сказок.
Чтение русских народных сказок и разучивание потешек с детьми способствует:
1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.
2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.
3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.
4. Всестороннему развитию личности ребёнка.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Цель: Повышение своего профессионального уровня;
Задачи:
Подобрать и изучить методическую литературу;
Провести диагностику по развитию речи;
Разработать перспективный план;
Создать с родителями воспитанников картотеку потешек на все случаи жизни;
Провести родительское собрание по теме самообразования;
Написать статью в журнал для педагогических работников «Дошкольник»;
Разработать консультации для родителей по теме самообразования;
Построение работы с учетом следующих принципов:
• Наглядности
• Последовательности
• Деятельности
• Дифференцированного подхода
• Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
• Принцип вариативности
Формы:
образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение художественной литературы, настольно-печатные,
дидактические игры, проектная деятельность.
выставки совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»
Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение художественной литературы,
прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, альбомов
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.
Перспективное планирование по теме : «Развитие речи посредством фольклора»
Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему»Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Постановка цели и задач по данной теме Рассказывание детям русских народных сказок, потешек, закличек.
Прослушивание аудиозаписей сказок Привлечение к созданию библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками
Октябрь Создание картотеки потешек для работы с детьми Разучивание и проговаривание потешек, закличек Участие в досугах, развлечениях
Ноябрь Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок, творческих работ «Моя любимая сказка» Конкурс совместных творческих работ «Моя любимая сказка»
Декабрь Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей» Помогать драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок Обогащение уголка ряжения
Январь Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Развлечение «По дороге к солнышку»
Консультация «Роль фольклора в развитии детей»
Февраль Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок Консультация «Почитай мне сказку, мама»
Март Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок Консультация «Воспитание трудолюбия»
Апрель Изучение темы «знакомство с закличками, потешками о солнышке»
/ со специалистами ДОУ: логопед, педагог-психолог/ Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца»
Май Самоанализ плана по самообразованию.
Открытое занятие по развитию речи с использованием макета
«Домашние животные и их детеныши» Развлечение «Наша дружная семья» Презентация проекта «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Предполагаемый результат
• Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями
• Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
• Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
• Сформируется положительное отношение к режимным моментам
• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Используемая литература
• «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О. Л., Маханевой Д. М. https://krasnoznamenskdou9.edumsko.ru/activity/educational_program/post/133608
• «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
https://infourok.ru/valentina-viktorovna-gerbova-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-pervoy-mladshey-gruppe-detskogo-sada-plani-zanyatiy-851055.html