Юлия Белова
План по самообразованию музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Беловой Юлии Владимировны
на 2019 – 2020 учебный год
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Образование: средне-специальное, высшее
Квалификационная категория 1
Педагогический стаж 16 лет
Выявленные проблемы:
- беден активный и пассивный словарь, в связи с чем замедлено развитие коммуникативных навыков;
Публикация «План по самообразованию музыкального руководителя» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- не развито слуховое внимание и слуховая память, что влияет на восприятие детьми музыки и разговорной речи;
- не сформированы ритмические способности, что влияет на восприятие ритмической структуры звуковой среды;
- трудности с просодикой.
Направления работы:
Непрерывная образовательная деятельность.
Мониторинг музыкальных способностей детей в начале и в конце образовательного периода.
Развитие музыкальных способностей в ходе непрерывной образовательной деятельности: 2 музыкальных занятия в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с возрастными особенностями, где дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Использование игрового материала направленного на развитие коммуникативных навыков. Включение в занятие методического материала на развитие чувства ритма, через игры, упражнения. Использование театральных инсценировок, этюдов, игр с текстом для активизации словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, темпа, выразительности речи, одним словом, просодики, совершенствование артикуляционного аппарата.
Индивидуальная и подгрупповая работа по разучиванию музыкального репертуара к праздникам и развлечениям.
Индивидуальные и групповые выступления детей на праздниках, досугах, развлечениях, организованных ДОУ.
Проведение занятий по логоритмике у детей с ОНР один раз в неделю.
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов.
Активное участие воспитателя группы в музыкальном занятии: воспитатель наравне с детьми поет, пляшет, играет, слушает.
Воспитатель обязательно присутствует на каждом музыкальном занятии и активно участвует в процессе обучения детей:
- поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, четкую артикуляцию звуков, прохлопывать ритм и пр. ;
- при обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре);
- направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал;
- воспитатель умеет играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях (деревянные ложки, колокольчики, треугольник, трещотка, чтобы правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте;
- повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми;
- повторяет движения танцев, записав предварительно музыку.
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.
Оказание помощи воспитателю в оформлении театрально-музыкального центра в группе. Подбор речевых, музыкальных, театральных игр для детей каждой возрастной группы. Проведение консультаций (индивидуальных, подгрупповых, где обсуждаются вопросы по проведению занятий, развлечений, праздников, обговариваются сценарии, распределяются роли, продумывается оформление музыкального зала. В свою очередь, воспитатель обращается к музыкальному руководителю за помощью в подборе музыки, танцев, музыкальных игр для проведения с детьми в группе. Обращается за помощью в подборе песен для выступлений в мероприятиях, проводимых вне ДОУ. Самое тесное сотрудничество осуществляется в ходе подготовки детей к городским, районным фестивалям детского творчества (обсуждение сценария выступления, подбор костюмов, подготовка реквизита, сотрудничество с родителями).
Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, играют на музыкальных шумовых инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурами, куклами).
Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них - это детские музыкальные аудио и видео передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.
Детские музыкальные передачи, концерты, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребёнка желание повторять полюбившиеся ему песни.
Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.
Взаимодействие с родителями (социальными партнёрами).
Знакомство и установление доверительных отношений с родителями детей. Оформление музыкальных уголков в каждой возрастной группе. Выступление на родительских собраниях. Посещение родителями музыкальных занятий, праздников развлечений, досугов в ДОУ. Непосредственное выступление родителей для детей (песни, сценки, игры, танцы, совместные выступления детей и родителей. Организация индивидуальных репетиций с родителями-участниками и исполнителями ролей на праздниках. Проведение консультаций для родителей по подготовке карнавальных костюмов, реквизита для выступлений. Привлечение родителей к участию детей в городских мероприятиях.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной творческой деятельности детей.
Оказание помощи педагогам в организации центра слушания музыки с набором аудиовизуальных пособий: компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски. Организация центра шумовых музыкальных инструментов (фабричного производства и изготовленные своими руками). Создание центра музыкальных дидактических игр на развитие чувства ритма, лэпбуков, и т. д. Особенная роль отводится театральному центру, в котором дети имеют возможность знакомиться с различными видами театров (пальчиковый, варежковый театр би-ба-бо, плоскостной, штоковые куклы, куклы-висунки, куклы-прыгунки, марионетки). Наличие костюмов и реквизит дают возможность детям перевоплощаться в роли и играть в театр.
ЦЕЛЬ: Повысить путём самообразования уровень профессиональной компетенции по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста».