Тимощенко Марина Владимировна
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Публикация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.
Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности : воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.
Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Инновационные формы сотрудничества и сотворчества
музыкального руководителя и воспитателей ДОУ
Цели профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя Формы сотрудничества и сотворчества
1. Изучение индивидуальных
особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности
Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности
2. Учёт их в целостном
образовательном процессе ДОУ
Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребёнка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседания службы сопровождения
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребё нка-дошкольника в детском саду Взаимные консультации, создание
профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности
воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов
Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры и эрудиции
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ
их решения музыкальным
руководителем с точки зрения
базовой компетентности Взаимопосещение занятий, других форм взаимодействия с ребёнком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки и музыкальной деятельности Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребё нка-дошкольника средством музыки, использование новых педагогических средств и приёмов в музыкальном воспитании и развитии детей
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребёнка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребёнок» и т. п. ; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребёнка
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащённых методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использование в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников
Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя
Музыкальный руководитель Воспитатель
Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение:
-за 5-6 недель до праздника («Осенины», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной») представляет на обсуждение воспитателям сценарий праздника;
-разучивает с детьми инсценировки, танцевальные движения, песни на занятиях ив индивидуальном порядке (индивидуальные номера);
-разучивает с воспитателями произведения для индивидуального и коллективного исполнения на празднике;
-во время проведения праздника отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение. -принимает участие в обсуждении, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы;
-готовит тематические подборки
поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам;
-проводит предварительную подготовку к
праздникам: беседы, экскурсии, чтение
художественной литературы,
рассматривание картин и иллюстраций,
разучивание стихов, слов песен и
инсценировок;
-помогает в оформлении зала
(изготовление атрибутики и украшений,
непосредственно оформление зала перед
праздником);
-исполняет свою роль на празднике
эмоционально и соответственно тексту
сценария.
-составляет план занятий в соответствии с возрастом детей, требованиями образовательной программы ДОУ и внедряемой методики -вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю.
-вписывает в тетрадь взаимодействия :
1. необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально-дидактических игр в группе;
2. тексты песен, движения танцев до начала их разучивания на занятиях. -осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя;-создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений;-направляет самостоятельную музыкальную деятельность
-ежемесячно
обговаривает с
воспитателем планирование совместной
работы -ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях
-обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы. -участвует в обсуждении
-обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к детям на
музыкальном занятии;
-проводит индивидуальную работу с
воспитанниками по разучиванию
движений и т. д.
-подготавливает детей к занятию
-следит за наличием удобной и безопасной
обуви для занятия
-обеспечивает наличие теплой одежды
при переходе детей по коридору и
лестницам;
-следит за соблюдением порядка в музыкальном зале
-помогает музыкальному руководителю
создать условия, позволяющие проводить
все виды музыкальной деятельности на
занятии
-подготавливает необходимые материалы,
музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам
-обговаривает с музыкальным
руководителем свое участие и место нахождения в различных видах
деятельности на музыкальных занятиях
- оказывает помощь в сфере своей
деятельности для проведения открытых
занятий
-обращается к музыкальному руководителю, знакомит с материалами
-проводит работу с родителями воспитанников, вовлекая их в общий
процесс музыкального воспитания
ребё нка: совместные мероприятия, индивидуальные беседы, советы, консультации в виде папок-передвижек,
информационных листов, памяток, информации на сайте ДОУ
-проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к
праздникам, развлечениям (костюмы,
разучивание слов, подготовка атрибутики и т. д.)