Екатерина Натарова
План сообразования по «художественно-эстетическом развитию» (Музыка) музыкального руководителя 2019–2023
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Росинка» г. Нурлат Республики Татарстан
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «Детский сад
№ 4 «Росинка» г. Нурлат Республики Татарстан
___ Д. В. Николькин
План по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
на 2019-2023 год
Публикация «План сообразования по „художественно-эстетическом развитию“ (Музыка) музыкального руководителя 2019–2023» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальный руководитель :
Натарова Е. И.
г. Нурлат 2019
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.
Литература:
1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
2. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т. Н. Девятова, 2006 г.
3. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч», Москва, 2012 г.
4. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки», издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
5. Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание. 1992. - № 7,8)
6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994
7. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
8. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах : Кн. для восп. и муз. рук. д/с. – М. : Просвещение, 1990
9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
2019-2020 уч. год
«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь 1. «Развитие эмоциональной сферы» - информационно аналитическая деятельность.
2. Проведение диагностики музыкальных способностей. 1. Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А. Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
2. Провести диагностику. 1. Консультация для педагогов
2. Анализ результатов диагностики.
Октябрь 1. «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно аналитическая деятельность. 1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок» /под ред. О. М. Дьяченко – Москва; 1997 г. 1. Консультация для педагогов
Ноябрь 1. «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности». 1. Составить конспект по теме для родителей. Изучить литературу: статья из опыта работы муз. рук-ля В. В. Герасимовой 1 кв. категории, г. Озерск, 2011 г. 1. Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах).
Декабрь «Эстетическое воспитание дошкольника посредством музыки» Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства». Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г. Доклад на педагогическом совещании.
Январь «Это розовое слово – привет!» (сценарий праздника) Разработать сценарий. Праздник «Это розовое слово – привет!»
Февраль Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок» Разработать анкету, провести анкетирование. Анализ проведенного анкетирования родителей.
Март «Взаимодействие детского сада и семьи» Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т. О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование.
Консультация для родителей, выступление на родительском собрании.
Апрель 1. «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»
2. «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника)
1. Изучить литературу: Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект.
2. Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
1. Доклад для педагогического совещания.
2. Праздник «В гостях у Феи красоты».
Май 1. «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника)
2. Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп. 1. Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
2. Проведение диагностических исследований. 1. Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
2. Анализ результатов диагностики.
2020-2021 уч. год
«Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование творческой группы для кружковой деятельности»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь 1.«Музыкально-эстетическое воспитание в ДОУ»
2. Проведение диагностики музыкальных способностей. 1. Разработать конспект, подобрать литературу, изучить.
2. Провести диагностику.
1. Анализ результатов диагностики.
Октябрь 1. «Музыкальная деятельность в ДОУ»
2. «Осенины на Руси» - (сценарий праздника в подготовительных группах, «Осенний бал» - (сценарий для старших групп)
1. Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Создать папку-передвижку для родителей. Образовательная область «Музыка»
2. Разработать сценарии к осенним утренникам для старших и подготовительных групп.
1. Папка-передвижка для подготовительных, старших групп.
2. Праздники «Осенины на Руси», «Осенний бал».
Ноябрь
Декабрь 1. Анкетирование воспитателей на тему: «Музыкальные потребности детей».
2. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник» Т. Н. Девятовой.
1. Разработать анкету, провести анкетирование.
2. Изучить программу, сформировать творческую группу для кружковой деятельности. 1. Анализ проведенного анкетирования среди воспитателей.
2. Организация кружка «Звук-волшебник»
Январь 1.«Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости»
2. «Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей. 1. Изучить литературу: Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость. Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. Написать сообщение по теме.
2. Оформить папку-передвижку, подобрать литературу. 1. Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совещании.
2. Папка-передвижка в группах старшего дошкольного возраста
Февраль Комплексно-тематическое планирование для кружковой деятельности Разработать комплексно-тематическое планирование для кружковой работы. Комплексно-тематическое планирование на 1-й год обучения. Кружок «Звук-волшебник».
Март 1. Комплексно-тематическое планирование для кружковой деятельности
2. «Роль воспитателя в музыкальном воспитании на занятиях и в самостоятельной деятельности» - консультация для воспитателей. 1. Разработать комплексно-тематическое планирование для кружковой работы.
2. Изучить публикации, используя интернет-ресурсы, решить вопрос по теме на форуме коллег. Составить конспект. 1. Комплексно-тематическое планирование на 2-й год обучения. Кружок «Звук-волшебник».
2. Выступление на педагогическом совещании с теоретическим сообщением по изученной теме.
Апрель Мониторинг развития детей, занятых в кружке «Звук-волшебник» на два года обучения. Выделить критерии развития детей в кружковой деятельности, выработать тестовые задания. Мониторинг дополнительного развития детей, тестовые задания для определения его уровня.
Май 1. «Развитие музыкальных способностей и интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ»
2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Разработать мониторинг развития музыкальных способностей детей в соответствии с ФГТ к структуре Основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
2. Провести мониторинг. 1. Мониторинг развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.
2021-2022 уч. год
«Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь 1.«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»
2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Используя Интернет-ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения.
2. Провести мониторинг. 1. Мастер-класс «Обучение детей игре на детских шумовых инструментах».
2. Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм.
Октябрь 1. «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру на детских народных музыкальных инструментах».
1. Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательная область «Музыка». Раздел «Игра на детских муз. инструментах». Составить конспект.
1. Конспект по изученной теме.
Ноябрь
Декабрь 1. «Игра на детских музыкальных инструментах» 2. Изучить литературу:
Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 г., 2005 г., 2006 г.
Журналы «Музыкальная палитра» за 2003г., 2004г., 2005г., 2006 г.
Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2006 г.
Зацепина М. Б. Организация культурно – досуговой деятельности дошкольников. Уч. метод. пособие. – М. : Пед. общество России, 2004.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия с детьми 6 – 7 лет. – М. : Сфера, 2006. Составить конспект по изученной теме.
1. Конспекты по изученным темам: «Обучение детей игре на ДМИ»; «Ритмодекламация»; «Разучивание музыкальных произведений»; «Пальчиковые речевые игры и игры с палочками»; «Мир звуков и шумов», «Шумовые инструменты»
Январь 1. «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности».
2. «Игра на детских музыкальных инструментах – творческий вид музыкальной деятельности». 1. Изучить литературу: «Музыкально-театрализованная деятельность детей 6-7 лет» Э. А. Тонкова, журнал «Музыкальный руководитель», № 3, 2012 г.
2. Изучить литературу: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. 1. Консультация для воспитателей.
2. Доклад для педагогического совещания.
Февраль 1. Игра на детских музыкальных инструментах.
2. ««Использование игровых технологий на музыкальных занятиях». 1. Разучить с детским оркестром «Зимнее Рондо», Марш С. Прокофьева.
2. Изучить обобщение опыта по данной теме муз. рук-ля Герасимовой В. В., г. Озеры, 2011 г. 1. Выступление детского оркестра на мероприятии, посвященному 23 февраля.
2. Конспект.
Март «Основные виды музыкально-дидактических игр» Принять участие в педагогическом Интернет-форуме на Maam.ru, обобщить материал. Изготовить пособия для проведения муз-но-дидактических игр: «Где чьи детки?», фланелеграф, «Сколько нас поет?», «Карточки для обозначения частей музыки и длительности нот» и т. д. Картотека музыкально-дидактических игр. Пособия для проведения муз-но-дидактических игр.
Апрель 1. «Музыкальное воспитание в семье» 1. Использоватьобразовательные интернет-ресурсы, конспектировать полученный материал. Папка-передвижка по данной теме.
Май 1. «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности»
2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Использовать образовательныхинтернет-ресурсов, конспектировать полученный материал.
2. Провести мониторинг. 1. Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совете.
2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.
2022-2023 уч. год
«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
Сентябрь 1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии»
2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы)
2. Провести мониторинг. 1. Анализ результатов анкетирования.
2. Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм.
Октябрь 1.«Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки».
2. «Пойте своим детям колыбельные» - консультация для родителей. 1. Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект.
2. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. 1. Конспект по изученной теме.
2. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы)
Ноябрь
1. «В гости к музыке». 5 правил по восприятию музыки – консультация для родителей. 1. Изучить материал из опыта работы Герасимовой В. В. – муз. рук-ля 1 кв. категории, г. Озеры, 2011 г. 1. Выступление с сообщением на родительском собрании (все возрастные группы).
Декабрь 1. Новогодние праздники во всех возрастных группах (сценарии) 1. Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников. 1. Праздники: «Новый Год» - 1-я мл. группа; «Заюшкина избушка» - 2-я мл. группа; «Ёлочкин сон» - средняя группа; «Новый Год в Африке» - старшая группа; «Под Новый Год, под Новый Год в гости сказка к нам придет» - подг-ая группа.
Январь 1. «Мир музыки и цвета» (конспект занятия).
2. «Вокальное развитие дошкольников» 1. Разработать конспект тематического занятия в средней группе по соотнесению прослушанной музыки с цветовой гаммой.
2. Подобрать, изучить литературу, составить конспект. 1. Конспект занятия в средней группе «Мир музыки и цвета».
2. Конспект.
Февраль 1. «Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста». 1. Подобрать методы, приемы, упражнения для развития песенного творчества детей из опыта коллег. Обобщить, законспектировать. 1. Консультация для воспитателей.
Март 1. «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей».
2. «Двигательное творчество на музыкальных занятиях». 1. Обобщить опыт работы коллег, составить конспект.
2. Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. (импровизация движений под знакомую музыку, концерт соревновательного характера). 1. Конспект.
Апрель 1. «Занимательные звуки» - Мастер-класс для воспитателей ДОУ по экспериментальной деятельности. 1. Разработать план-конспект мероприятия.
Май 1. Выпускной праздник (сценарий)
2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 1. Разработать сценарий к выпускному празднику.
2. Провести мониторинг. 1. Выпускной праздник.
2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.