Елена Колесова
План по самообразованию «Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка - это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Публикация «План по самообразованию „Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Исходя из этого были разработаны цели и задачи.
Цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохое в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
2. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
3. Участие родителей в развлечениях и утренниках
Методы ознакомления со сказкой :
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки :
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация сказки;
-просмотр иллюстраций
Методы работы со сказкой
1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Перспективный план по самообразованию по теме :
«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»
Формы работы
Период Работа с детьми Работа с родителями Работа педагога
Сентябрь Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».
-Изучение методической литературы по данной теме.
-Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»
- Постановка целей и задач по данной теме.
Октябрь Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.
- Консультация для родителей:
«Роль сказок развитии детей»,
«Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
Привлечь родителей пополнить библиотеку, «Новыми книгами, дисками». Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».
Ноябрь -Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок».
Д/и «Угадай сказку».
Создание картотеки сказок для работы с детьми.
День матери: организация праздника для мам «Маму очень я люблю»
(совместное развлечение детей и родителей)
Декабрь Д/и «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам
сказок (разрезные картинки, лото).
В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Январь Чтение детям сказки : «Три медведя».
-Прослушивание аудиозаписи сказки.
Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».
-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.
. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Февраль Занятие по теме: «В гостях у сказки».
Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят»,к (празднику 23 февраля).
Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Обустроить уголок ряженья.
Март Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».
Организация праздника посвященного 8 Марта.
(совместное развлечение детей и родителей)
Апрель Знакомим с русскими народными сказками. Театрализация сказки «Теремок», Добавить материал в театральный уголок.
Май Лепка любимых героев из сказок. Самоанализ плана по самообразованию.
Отчетная презентация
«Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.
Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.
Рекомендуемые сказки для чтения.
Название сказки
Мораль
«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» Победа добра над злом
«Репка», «Три поросенка» Трудолюбие, взаимопомощь
«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» Наказ слушаться старших
«Теремок», «Зимовье зверей» Дружба помогает победить трудности
«У страха глаза велики» Высмеивание трусость, глупость
«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л. Н. Толстой) Осуждение хитрости, обмана
«Петушок и бобовое зернышко» Забота о ближнем
«Заяц-хваста» Осуждение хвастовства
«Два жадных медвежонка», Я. Аким «Жадина» Высмеивание, осуждение жадности
Э. Мошковская «Обида», Е. Благинина «Посидим в тишине», С Капутикян «Бабушкины руки» Забота о ближнем
К. Чцковский «Муха-цокотуха», с. н. с. «Кто сшил Видеку рубашку» Взаимопомощь