Елена Махрова
Формирование основ духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В наш век технического прогресса, кибернетики и компьютеризации, люди стали забывать о самом главном: ребенке, душе, человечности! Взрослые стараются вложить в малыша массу современных знаний, часто забывая о нравственных ценностях!
Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (п. 1.6. ФГОС ДО)
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут воспитывать знания как птицу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности». Ш. А. Амоношвили.
В дошкольном возрасте формируется основа духовно-нравственной системы. В свою очередь, духовно-нравственное воспитание дошкольник формирует личность маленького человека, а общественный заказ современной России – возрождение и сохранение традиций.
В современном ритме жизни, в погоне за земными благами, родители часто вынуждены отдавать ребенка в сад на все 12 часов! И мы – педагоги, заменяем детям маму. ДОУ посещают дети до 7 лет, т. е. невинные младенцы - ангелы. Имеет ли право педагог не дать им любовь? Любовь, которая не завидует, долго терпит, не завидует, не бесчинствует, никогда не перестает.
Дети наше будущее, наша копилка – что мы туда положим, то и возьмем.
Тихон Задонский сказал: «Ребенок, как деревце, чтоб вырасти необходимо иметь опору. Так и дитя: научим добру – будет добрым, научим злу – получим зло».
Получается, что мы – педагоги – будущее! Каким оно будет зависит от нас. Так с чего начать воспитание? Надо заявлять, проговаривать истинные ценности, чтобы дума ребенка услышала их, и он научился хранить и беречь то, что у него есть. Вот тогда сформируется важнейший мотив в его душе – волевая направленность на заботу, на переживания, на хранение, на оберегание, на благодарность.
Как же все это сделать?
В своей работе я прежде всего хочу приобщить ребенка к нашей истории – истории Руси, а уроки истории – это уроки нравственности. Взаимодействие с родителями – одно из приоритетных направлений в моей работе: это и открытые показы НОД, совместная деятельность (лепим жаворонков, голубков к православным праздникам, красим яйца, печем куличи, блины, экскурсии в храмы., беседы со священником, сотрудничество с воскресной школой Преображенского храма: совместное празднование православных праздников, показ детьми разных сказок.
О сказке хочется сказать отдельно! Через нее мы можем адаптировать Евангелие, притчи, заповеди божьи. Через «Три поросенка» С. Михалкова, мы расскажем о человеке, который построил дом на песке, без фундамента, и он рухнул, а фундамент – это духовные ценности в нас самих. Через «Колобок» о главной заповеди для детей – послушании. Нанайская сказка «Айога» – трудолюбию и почитанию родителей. А. Барто «Игрушки» – заботе, любви, состраданию. Поэтому мы с детьми часто ставим театральные постановки по мотивам русских народных сказок, их показываем не только воспитанникам наших детских садов, но и в воскресных школах.
Через любую деятельность в детском саду ребенку можно провести духовно-нравственное воспитание. На занятиях по художественному развитию мы рисуем храмы, украшаем купола; ознакомление с окружающим миром – рассказываю об архитектуре, о храмах, о зодчестве Руси. На музыкальных занятиях разучиваем калядки. На физкультуре – народные игры. На Масленницу угощаем всех блинами и не для того, чтоб соблюсти языческие традиции, а по православию – накормить ближнего. На «День мамы» совместно дети и мамы объясняют значение русских пословиц.
Цикл бесед «История одной вещи» – отбрасывает ребенка назад, в годы бабушек и прабабушек, и с каким наслаждением и интересом они слушают про русскую печь, прялку, подсвечник, икону, колокола.
Создание развивающей среды группы в этом направлении помогает ребенку увидеть другие предметы, не современные, а рукотворные, несущие тепло рук и истории. (вышивные скатерти, кружева, выставка колокольчиков, куклы в русско-народных костюмах, народная игрушка)
Собирая совместно с детьми храмы (3D пазлы) я наблюдала бережность и высокий интерес, и им не хотелось сломать постройку.
В нашем детском саду мы проводим конкурсы рисунков и конкурсы стихов Святое Рождество.
А с каким интересом дети лепят и украшают пасхальные пряники, яйца и как радуются родители такому подарку.
Ребенку важно быть значимым, нужным, полезным! И мы эту потребность реализуем – участвуем в благотворительных акциях на Пасху.
Вся эта работа закладывает в душе ребенка добро, созидание, сострадание. Вряд ли им захочется что-то разрушить.
Дети – наше будущее, наша копилка – что мы туда положим, то и возьмем. В книге Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого, Афонского подвижника XVI ст говорится: «самое невинное и нежное – наши дети – в конце времен превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов!»
И мы обязаны хотя бы попытаться сделать детей – наше будущее – добрее и чище. Все начинается с детства – именно тогда закладывается характер, душа начинает медленно раскрываться навстречу добру, первые ростки любви позволяют ощущать незримое присутствие Бога.
Как важно, чтобы эти ростки не зачахли, а развилось в большое дерево, тогда всем живущим рядом будет просто и тепло. В наше время воспитать ребенка трудно, мир таит много соблазнов и задача педагога – показать истину!