Наталия Мазина
Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок
▼ Скачать
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, но и с предательством, нечестностью и злом. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо формировать миропонимание ребенка, ведь его жизненный опыт только начинает накапливаться.
Публикация «Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок» размещена в разделах
Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. А сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и поверенным народом. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Поэтому книга сказок - это первый «учебник жизни» маленького человека.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных норм. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий героев.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
А затем пополнять литературный багаж сказками в соответствии с возрастом детей. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым можно перейти и к сочинению сказок.
Дошкольники с удовольствием придумывают красивую и добрую сказку, где добро, обязательно побеждает зло. И здесь мы видим результаты своей работы - нравственные качества детей сформированы. Однако умение самостоятельно придумывать связные сказочные сюжеты формируется не сразу. Здесь необходимо помочь детям. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок : обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
В работе со сказкой я использую следующие методы:
- чтение воспитателем;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств мы добились следующих результатов:
- у детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, уважительное отношение к взрослым и сверстникам.
Они умеют проявлять сострадание и радость.
Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Провела мониторинг уровня нравственного развития детей. Целью мониторинга было изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста (2 младшая группа). Педагогические наблюдения, беседы в течение года показали, что у детей группы заметно снизился уровень агрессивности в поведении, повысился уровень представлений о вежливости, чуткости, справедливости.
Таким образом, сказка - это благодарная и ничем не заменимая основа воспитания. Она помогает ребенку в овладении навыками взаимоотношения с миром. В сказках ребенок усваивает общечеловеческие ценности, морально - нравственные ценности культуры, они учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребенок познает мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить.