Булгакова Марина
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Цель: создание оптимальных условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
Срок работы над темой: 2024 – 2025 уч. г.
Задачи:
Темочки:
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
Прогнозируемый результат:
- Расширение представлений воспитанников об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Повышение активности родителей (законных представителей) и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Актуальность: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Этапы работы по самообразованию :
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение научной и учебно - методической литературы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми
Сентябрь
1. Беседа с детьми «Устройство проезжей части». Рассматривание иллюстраций (улица, перекресток, дорога, остановка общественного транспорта, транспорт, специализированная техника)
Цель: расширить представления об улице, познакомить детей с правилами дорожного движения.
2. Составление рассказов детьми по теме «Что я видел на улице, когда шел в детский сад»
Цель: активизация словарного запаса, воображения и внимания.
3. «Дорожный знак» (Рисование).
Цель: закрепление у детей знаний о дорожных знаках и их назначении.
Октябрь
1. «Доскажи словечко» (Словесная игра).
Цель: закрепление у детей знаний о сигналах светофора и их назначении. Развитие слухового восприятия.
2. «Школа пешеходных наук».
Цель: ознакомление детей с пешеходным светофором. Развитие внимания.
3. «Три чудесных цвета» (Инсценировка).
Цель: закрепление у детей знаний о сигналах светофора. Развитие выразительности речи.
Ноябрь
1. Занятие «Наша улица».
Цель: вырабатывание навыка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
2. Занятие «Какие бывают машины?».
Цель: ознакомление детей со специальным транспортом, его особенностями строения, оборудования.
3. КВН по ПДД «Зеленый огонек».
Цель: закрепление представления об улице, ознакомление с дорожными знаками.
Декабрь
1. Игра «Поле чудес». Чтение стихов о светофоре.
Цель: закрепление правил дорожного движения.
2. Беседа «Переходим проезжую часть улицы».
Цель: закрепление правил поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку, алгоритму.
3. Игровая ситуация «Странный водитель».
Цель: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнение, где ему могут оказать помощь.
Январь
1. Конкурс «Лучший переход».
Цель: закрепление практических навыков детей по правилам дорожного движения.
2. Дидактическая игра «Угадай, что изменилось».
Цель: побуждение видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице.
3. Беседа с детьми «Осторожно, скользкая дорога»
Цель: научить детей правилам поведения на скользкой дороге
Февраль
1. «Умные машины» (Настольная игра).
Цель: расширение у детей знания о водном, воздушном, наземном транспорте.
2. «Труд водителя».
Цель: расширение у детей знания о труде водителя и причинах дорожно-транспортных происшествий.
3. Загадки о транспорте.
Цель: развитие у детей логического мышления.
Март
1. Беседа с детьми «Правила поведения на остановках общественного транспорта»
Цель: выработать у детей правила безопасного поведения; сформировать основы поведения в общественном транспорте.
2. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
Цель: активизация словарного запаса, воображения и внимания, культуры поведения в транспорте.
3. Игровая ситуация «Бабушка на другой стороне улицы».
Цель: упражнение в правильном поведении : не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке
Апрель
1. Дидактическая игра «Собери знак».
Цель: закрепление знаний о дорожных знаках, их цвете и форме.
2. «Домино. Дорожные знаки.» (Игротека).
Цель: закрепление у детей знаний о дорожных знаках. Развитие умения находить дорожный знак к дорожной ситуации.
3. Отгадывание загадок по ПДД
Цель: продолжить изучать правила дорожного движения.
Май
1. «Путешествие в страну Дорожных Знаков» (Праздник).
Цель: создание положительного эмоционального настроя у детей.
2. «Чего не стало» (Дидактическая игра).
Цель: развитие у детей внимания.
3. Рисование дорожных знаков (раскрашивание цветными карандашами раскрасок с изображением дорожных знаков)
Цель: закрепление полученных знаний о дорожных знаках
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
2. Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
3. Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
Изучение литературы по теме:
1. Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М. : «Дрофа», 2008.
2. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.
3. Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
4. Н. В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.