Жанна Краснова
План ОД по развитию речи «Русская зима». Составление рассказа «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: развивать речь, обучая составлению рассказов о зиме : познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о зимней природе.
Атрибуты: репродукция картины К. Ф. Юона «Русская зима».
Организационный момент: Звучит композиция «Метель» Г. В. Свиридова.
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Русская зима» и составление рассказа на тему «Русские забавы».
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Зимние забавы. Планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитатель: – Рассмотрите репродукцию картины К. Ф. Юона «Русская зима» (1947 г.).
– Снег, снег и снег – царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Зима-волшебница торжествует, властвует. Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. А. С. Пушкин
– Березки в этом зимнем царстве, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими елочками-сестричками, припорошенными снегом, растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника. Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы. Но жизнь людей идет своим чередом. Группа ребятишек шагает с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая по колено в снегу, они оживленно разговаривают, размахивая руками.
Мягких очертаний канава у дороги огибает пригорок с избушками, оттуда высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край: лепить снежную бабу, покататься на санках, протоптать дорогу в глубоком снегу. Им не страшен мороз. Возле изб на пригорке остановились лошади, запряженные в сани; колхозник едет верхом на лошади.
Сероватые и голубоватые тона преобладают в картине, ее светловатый колорит превосходно передает русскую зиму во всей прелести и красоте. Все очень правдоподобно, нет ничего надуманного, фальшивого. В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе.
К. Ф. Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать Москву и Подмосковье в убранстве, умел передавать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой картины, созданные самой природой. Вспоминая то время, когда он изо дня в день работал с натуры, Юон признается: «сияние утренних и вечерних зорь, белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски»
К этому можно добавить, что в пейзаже «Русская зима» чувствуются народные основы. Юона всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях – будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.
– Какое время года изображено на картине? (Зима.)
– А какая зима в нашем крае : суровая (очень холодная, снежная) или мягкая?
– Кто из вас любит зиму? Почему?
– В какие игры можно играть зимой?
– Какие стихотворения вы знаете о зиме?
– Посмотрите на картину и скажите: что делают ребята?
– Кто из вас умеет лепить снежную бабу?
– У кого есть санки, лыжи, коньки? Кто умеет кататься на лыжах, коньках?
. Рефлексия.
– Вспомните картины, где изображалась осень. (Пейзажи И. И. Левитана, А. Остроухова.) Как изменилась природа зимой в сравнении с осенью?
– Кто из вас знает зимние загадки и пословицы? («Белая скатерть все поле покрыла», «В огне не горит, в воде не тонет», «Береги нос в большой мороз».)