Диана Гордеева
План-конспект занятия по звуковой культуры речи «Звук [Ш]» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуковая культура речи. Звук «ш».
Цель: закрепить у детей правильное произношение звука ш, упражнять детей в образовании глаголов, с помощью приставок, в восстановлении последовательности событий в сказке «Теремок» с помощью пересказа.
Задачи:
Обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику. Развивать дикцию, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения. Воспитывать интерес к сказке.
Тип: Игровое занятие
Методы и приемы: игровые задания; использование художественного слова - загадка, стихи, чистоговорки; вопросы; физкультминутка; поощрение.
Развивающая среда : предметные картинки; маски животных.
Ход занятия:
Приветствие.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Давайте начнем нашу встречу с приветствия! Поприветствуйте гостей и друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть
друг на друга с улыбкой)
Молодцы! Садимся на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей). Посмотрите на нашу доску, догадайтесь какая сказка у нас в гостях)
Дети. Сказка «Маша и медведь»
Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю : Маш-ш-ша, миш-ш-ш -ка.
Дети:
Звук Ш.
А теперь давайте все вместе повторим звук ш.
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. «шииии». Шар воздушный сдулся вдруг. (Шарик надуть и сдуть)
Ребята, это звук с которым мы сегодня с вами познакомимся.
Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
Артикуляционная гимнастика.
Игровое упражнение «Веселый язычок»
Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»
Дети: В ротике.
Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык).
Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху).
Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз).
Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками).
А теперь давайте научим его красиво петь песенку.
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.
Игра «Назови ласково».
Задача: формировать и закреплять навык правильного словообразования.
Задание: А теперь слова решили поиграть в новую игру. Всем людям нравится, когда их имена называют ласково. Давайте потренируемся. Как вы назовё те ласково:
Маша -, Миша -, Алёша -, Наташа -, Гоша -, Паша -, Яша -, Даша -, Гриша -, Антон -, Ваня -, Катя -, Андрей - …
Гимнастика для ума” (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”)
– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Ребята помогите мне сочинять стишки, подскажите последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
А под снегом спит медведь, тише, тише, не … (шуметь)
Говорит сосед Серё жка: Вот здесь вырастет … (картошка)
Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)
Машина, шапка, дом, яблоко, шуба, шарф, кукла, игрушка, лягушка, малыш, каша, белка, заяц, мышонок.
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку.
А какую сейчас узнаем.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)
Молодцы.
А теперь давайте перечислим героев этой сказки, где есть звук ш.
Как называли мышку (мышка-норушка, мышка-поскребушка)
Как называли лягушку? (лягушка-квакушка, лягушка-поскакушка)
Зайчишку (Зайчишка- трусишка, Волк – из-за кустов хватыш. Мишку (мишка – батюшка) Лисичка – сестричка).
А теперь давайте вспомним, в какой последовательности развивались события в сказке. Кто первым увидел теремок, какие слова произнес.
Кто пришел вторым.
Ребята мне очень понравилось как вы рассказали и показали сказку «Теремок». Вам было интересно сегодня на занятии? Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Молодцы!