Надежда Потапова
Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
• Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему : Звук «Ш» для детей старшей группы
Воспитатели: Потапова Н. Г., Ушакова Т. Н.
Программные задачи:
1. Учить правильно произносить звук «ш»
2. Продолжать учиться работать с зеркалом
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук „Ш“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать умение находить картинки с данным звуком «ш»
4. Упражнять в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации
5. Учить подбирать слова сходные по звучанию
6. Развивать фонематический звук
7. Развивать логическое мышление.
___
Предварительная работа:
Рассматривание картинки со звуком «ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, разучивание скороговорок.
Оборудование: предметные картинки со звуком «ш», колокольчики, зеркала, су – джок, игры «Повтори за мной», «Пирамида», ноутбук, доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, помните мы читали рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква»? Кто герои этого рассказа? Какую букву так и не смогли произнести дети? А почему? У вас тоже выпали зубы. Но вы же произносите этот звук? Какая ещё может быть причина? А может быть, что ребят никто не научил произносить этот звук? Хотели бы вы научить ребят? Попробуем? Вы можете произнести этот звук? Проверим? Я буду задавать вопросы, а вы на них быстро отвечайте. Только договоримся, что друг другу мы мешать не будем. Хорошо? Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука «ш».
«Гимнастика для ума».
Головные уборы (шапка, шляпа).
Число больше пяти (шесть).
Часть колеса (шина).
Как подает голос змея (шипит).
Плод ёлки, сосны (шишка).
Настольная игра на клеточной доске (шашки, шахматы).
Там учатся дети (школа).
Часть тела между головой и туловищем (шея).
Узкий наоборот (широкий).
Молодцы, хорошо получилось. Посмотрите на экран. Как вы думаете, что изображено на картинке? Правильно, это картинка показывает нам, как правильно должны работать наши губы, язык и зубы, когда мы произносим звук Ш.
Возьмите, пожалуйста, зеркало. Посмотрим, как работают наши зубки, губки и язычок.
2. Анализ артикуляции звука «ш»
• Произносите звук «ш», наблюдая за собой в зеркале (губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Язык прижат к бугорку за верхними зубами. Воздушная струя теплая, идет посередине языка. Голос не включается.)
• Положите руку на горло и произнесите звук Ш. Горлышко дрожит? Правильно, нет. А почему? Звук глухой.
3. Упражнение в произношении звука «ш».
o Мышка шуршит — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.
• Лес шумит — длительное произношение звука ш-ш-ш.
• Прогоним воробьев — кыш-кыш.
• Гусь шипит ша-ша-ша.
Поднимите колокольчик, если услышите в слове звук «ш» (шар, хвостик, лопнувший, синий, воздушный, шипит, выпускает, шаловливый)
4. - Смотрите, кто к нам пришёл?
- Маша.
- Где живёт Маша? А куда она приезжает на лето?
– К бабушке в деревню. А это кто?
- Котёнок Тишка.
- У котёнка есть мама. Кто? Кошка Шуша. (картинка на экране). Шуша очень любит охотиться. А вот на кого, отгадайте загадку.
Под полом таится, кошки боится? (мышь) (картинка на экране).
- Бабушка хвалит Шушу: «Молодец, Шуша!»
- Давайте мы тоже похвалим Шушу, только необычно. Дети выполняют слоговый ряд с разной интонацией.
• Радостно: «Молодец, Шуша!»
• Грустно: «Молодец, Шуша»
• Спросим: «Молодец, Шуша?»
5. Игра «Пирамидка»
Маша просит:
- Помогите мне, пожалуйста, ребята, сложить пирамидку. Но эта пирамидка не простая. На колечках нарисованы картинки.
• Сложите пирамидку от большой к маленькой (детали — овалы)
• Будьте внимательны — пирамидка волшебная, выбрать нужно те детали, где есть звук «ш», лишние отложите в сторону.
- Молодцы, ребята! Всё правильно получилось. Давайте скажем, какое колечко и с каким звуком вы положили.
- Кто – то к нам ещё пришёл. Доскажите словечко, узнай, кто еще гость у Маши?
Пыхтит как пышка Косолапый. (мишка) (картинка на экране)
• Мишка пришёл не с пустыми руками. Он хочет поиграть. Принес шарики су - джок, давайте вместе с ними поиграем!
Ша – ша – ша, ша – ша – ша,
Шёл Мишутка не спеша.
Ша – ша – ша, ша – ша – ша,
К мышатам – малышам.
К
•
мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама – мышка
Напекла пышки.
Ши – ши – и, ши – ши – ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл Мишутка, шёл
Носиком повёл-
Унюхал Мышкины пышки
Побежал вприпрыжку.
Ош – ош – ош, ош – ош – ош
Очень запах был хорош!
6. Маша, кошка, мышка и мишка хотят поиграть в ещё одну игру. Она называется «Подбери рифму». Возьмите по одной картинке и найдите себе пару, чтобы получилась рифма.
• У детей по одной картинки для подбора рифмы
Гребешок, пушка, солнышко, черепашка, шишка.
Петушок, лягушка, вёдрышко, неваляшка, мишка.
7. Игра «Повтори за мной»
Ш — всегда шипящий звук.
На камнях змея шипит, Ш-ш-ш-ш.
Море черное шумит, Ш-ш-ш-ш.
Как погода хороша, зашипели змейки — ша-ша-ша.
Никуда я не спешу, прошипела змейка — шу-шу-шу.
Свежим воздухом дыши, улыбнулись змейки — ши-ши-ши.
- Ребята, Маше, Шуше и Мишутке пора вернутся в свою сказку. Давайте скажем им «Спасибо!» и попрощаемся. Посмотрите на экран. Как вы думаете, ребята рады? Почему? Наверное, теперь они слово «шишка» произнесут правильно. Помашите им в ответ. И нам пора попрощаться с гостями. До свидания!
•