Ирина Аральбаева
План-конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Образовательная область: речевое развитие (звуковая культура речи, развитие речи)
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука [ц], звука в слоге, в словах;
- формировать умение определять на слух наличие звука [ц] в слове;
Публикация «План-конспект занятия по речевому развитию в средней группе „Звуковая культура речи: звук [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- формировать умение выделять слова со звуком [ц].
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость.
Оборудование: картинка цыплёнка, вылупившегося из яйца, мяч, магнитный театр, магнитофон, флешка с песней «Цып-цып, мои цыплятки»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, сюрпризный момент (появление цыпленка, активизация словаря (подбор слов, знакомство с новыми словами, проговаривание хором, упражнения на словообразование, игра «Будь внимателен!», психогимнастика с элементами речевых упражнений, чистоговорка, физминутка, игра с массажными мячами, сказка с опорой на зрительный ряд, упражнение на развитие дыхания.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
В: Дети, идите ко мне, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Здравствуйте! (хором) Уважаемые гости, в нашу группу ходят очень хорошие и дружные дети, вот полюбуйтесь какие. Мы очень рады видеть вас у нас в гостях!
В: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Артикуляционная гимнастика
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вот, Шутник!
Вдруг узким – узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
В: Дети, вы любите отгадывать загадки? (да) Ну тогда слушайте внимательно.
Это кто пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может - курочкин ребёнок?
Вылупляется (цыпленок!
2. Основная часть
- Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)
- А как называется его чудесный домик? (яйцо)
В: Кто хочет изобразить цыплёнка, сидящего в яйце.
- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.
- Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац - оц - уц, иц - оц - ац!»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер.
- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился.
- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци - ци - ци.»
- Скажите, дети, какой звук часто повторял цыпленок? [ц] Посмотрите, как он произносится (воспитатель объясняет и показывает детям произношение звука [ц]).
- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная.
Давайте хором скажем – ц.
А в слове цыпленок есть этот звук? (да) Цыпленок (произносит воспитатель, выделяя звук)
Скажем вместе это слово. (проговаривают хором, а затем просит нескольких детей сказать слово цыпленок)
Слышите, звук (ц) живёт в начале слова. (цыплёнок)
Сюрпризный момент.
В: А вот и сам цыпленок к нам пришел.
Ц: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, цыпленок!
В: А как завут тебя, цыпленок? (Цыпа)
Д: Как зовут цыплёнка?
В: Какой звук мы слышим в начале слова? [ц]
Давайте скажем хором - Цыпа. Какое необычное имя, может его нужно так позвать? Давайте все вместе позовем Цыпу.
(подзывают - цып-цып)
В: Позови Доминик –цып-цып-цып. А теперь ты Марк (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып.
Цыпленок говорит, что это его любимый звук – ц, и он даже знает стихотворение с этим звуком, хотите и вам расскажет? (да) Ну тогда слушайте и повторяйте дружно строки.
Чистоговорка
В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце.
(Сначала воспитатель говорит, затем дети повторяют)
Цо-цо-цо - кот увидел яйцо.
Цу-цу-цу- тянется кот к яйцу. (показ «коготков»)
Ца-ца-ца - брысь, кот, от яйца! (топаем ножкой)
В: Спасибо цыпленок за такой интересный стишок. Дети, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Адель. Молодцы!
В: Я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, если в словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.
лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы.
В: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Физминутка. Игра «Будь внимателен!»
В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячем. Я называю детёныша, а вы – маму.
У львенка?- львица.
У тигренка - тигрица.
У волчонка - волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка - медведица.
Походим как медведица.
Игра с массажными мячами.
Я мячом круги катаю.
В зад, в перед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он очень их любит.
В: Я вам, дети, и Цыпе расскажу сказку, в которой много слов с любимым звуком Цыпы, а вы слушайте внимательно и запоминайте эти слова.
Воспитатель на магнитную доску прикрепляет предметы по ходу сказки – царь, царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и счастливо.
3. Итог.
В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?
(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы – где жили герои сказки? – в некотором Царстве, куда выходили гулять царь, царица и царевна? –на улиЦу, из чего любовались ясным месяцем? – из оконЦа)
В: Молодцы! Цыпа очень доволен, придет домой и маме расскажет сказку, в которой так много слов с его любимым звуком и вы своим мамам расскажите.
В: Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц] А в каких словах живёт этот звук?
В: Цыпа угощает кружкой горячего чая. (Дети дуют на мишуру-пар, приклеенную на край кружки). Приглашает потанцевать под песню «Цып-цып, мои цыплятки» Можете даже подпевать (звучит музыка, дети танцуют, радуются)