Елена Бадаева
План-конспект занятия по речеязыковой подготовке для детей 5–6 лет на тему «Путешествие в царство звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по речеязыковой подготовке
для детей 5-6 лет на тему «Путешествие в царство звуков»
[/b]
Задачи:
- Активизировать самостоятельность детей в ходе формирования умений слышать и понимать слитное и раздельное произношение звуков в конструкциях : гласный+согласный, согласный+гласный.
Публикация «План-конспект занятия по речеязыковой подготовке для детей 5–6 лет на тему „Путешествие в царство звуков“» размещена в разделах
- Развивать умение использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, активизируя в речи слова для обозначения действий.
- Продолжать формировать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
Этап занятия Задачи этапа Мотив деятельности детей Социотехника (методы и приемы при организации взаимодействия с детьми)
1. Оргмомент Вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности, желание встретиться с героями Царства Звуков Встретиться со знакомыми жителями Царства Звуков. Педагог обращает внимание на жителей Царства звуков, вспоминает с ребятами об их совместных играх, уточняя, чем они запомнились и понравились ребятам.
2. Речевое упражнение «Звук-путешественник» Развивать слуховое внимание. Упражнять в выделении из речевого потока звука, который чаще других дети услышат в стихотворных строках. Узнать «имя» Звуковичка, с которым ребята пойдут путешествовать Педагог предлагает отправиться на прогулку по парку Царства звуков. А чтобы нам было интересно, с нами пойдут звуковички, которые расскажут много интересного и своем Царстве. Он предлагает узнать «имя» одного из них, а для этого он предлагает послушать стихотворение и определить, какой звук чаще других повторяется в нем (звук интонационно и голосом выделяется педагогом)
«Мышка мылом мыла носик.
Мыла спинку, мыла хвостик.
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела».
Вопросы:
Какой звук чаще повторялся?
Как выглядит помощник, которого так зовут в Царстве звуков? (дети описывают внешний вид звуковичка)
Кому он помогает? Давайте уважительно назовем его «полным именем» (согласный, твердый звук м).
3. Речевое упражнение «Как звуковички с песнями гуляли по осеннему парку» Создать позитивное отношение к речевой деятельности. Активизировать самостоятельность в ходе формирования умений слитно и раздельно произносить гласные и согласные звуки. Узнать, какая песенка получится у звуковичков. Педагог обсуждает способы прогулки по осеннему парку и возможности звуковичка путешествовать в паре, т. е двоем. Кого он может взять с собой? (обсуждение предложенных вариантов) С кем ему удобней будет петь совместную песенку? Педагог предлагает проверить.
Для этого дети выбирают Гласика, который сегодня пойдет гулять с согласиком и помещают его на узкую дорожку парка. Педагог уточняет его имя, а затем просит ребят найти место на свободной узкой дорожке для согласика, затем спеть песенки, которые ребята услышат в парке.
После попыток детей педагог уточняет способ произношения звуков : слитное или раздельное и предлагает аргументировать свой ответ.
Рассказ воспитателя:
«В Звуковом царстве, Звуковом государстве гласики и согласики каждый день выходили на прогулку, они очень любили свой парк, а этой осенью он был особенно хорош: осенние листья усыпали землю, а воздух был так свеж и приятен. Как всегда гласик и согласик вышли на свои любимые прогулочные дорожки, От приятных чувств, которые они испытали, звуковички запели свои песенки (воспроизведение и обсуждение песенок). Но одиноко им стало гулять по осеннему парку, увидели они друг друга и поспешили на общую дорожку. Встретились, обрадовались и стали весело петь (варианты слитного произношения в комбинации гласный+согласный). Им так понравилось петь вместе, что решили они попробовать поменяться местами и узнать, как будет звучать новая песенка ( дети произносят песенку в комбинации: согласны+гласный).
Вопросы:
Слитная или раздельная песенка вам понравилась?
Почему?
4. Упражнение малой подвижности «Остановка – звук м» Активизировать двигательную деятельность, развивать слуховое внимание Продолжить прогулку, проявить внимание Воспитатель предлагает продолжить прогулку, но теперь пересесть на звуковой поезд. А отправятся ребята на нем к старым знакомым, которые очень любознательные, они постоянно спрашивают о словах (дети уточняют «имена» героев: Вопросики «Что?», «Что делаешь?»).
Остановится поезд только на условный сигнал – звук м.
Педагог произносит слова с начальным звуком м – дети двигаются, слово на звук м – останавливаются.
5. Речевое упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» Развивать умение использовать речь для выражения своих мыслей, осознанно использовать слова для действий. Узнать загаданное слово, участвовать в игре как ведущий. На станции детей встречает вопросик «Что делаешь?». Дети называют его по имени, а он предлагает поиграть с ним: отгадать по его действиям слово, которое он задумал. Дети по считалке выбирают первого ведущего, договариваются о слове, которое будет обозначать действие, а затем зовут ребенка и показывают слово движениями. «Слово-отгадку», условно выраженное картинкой, педагог помещает на магнитную доску, обсуждая профессию человека, который его выполняет. Примеры картинок: художник, певец, скульптор, музыкант. Педагог предлагает высказать суждение по поводу профессии, которая нравится детям и аргументировать свой ответ.
6. Итог Подводить ребят к обобщениям, использованию в своей речи слов-понятий: звук, слово для действий. (Оценку деятельности детей педагог осуществляет по ходу личностных проявлений детей в ходе выполнения упражнений) Вспомнить героев Царства звуков, высказать свое отношение к ним. Педагог предлагает вспомнить, с кем из героев Царства Звуков им хотелось бы еще встретиться, отмечает интересные моменты совместного путешествия.