Любовь Шимич
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С — Ш на тему: «Космический полёт».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по дифференциации звуков С - Ш
иа тему : «КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЁТ».
(для детей подготовительной логопедической группы)
Подготовила учитель-логопед Шимич Л. Ю.
Цель: Дифференциация звуков и букв «С-Ш»
Задачи:
Закрепление навыков дифференциации звуков и букв «С-Ш»
Публикация «Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С — Ш на тему: „Космический полёт“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «С-Ш»
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза на материале слов, предложений со звуками «С-Ш»
Закрепление правильного произношения их в речи,
Развитие навыков слогового анализа
Способствовать развитию речевого дыхания
Способствовать формированию грамматического строя речи
Развитие мелкой моторики, развитие памяти, контрольных действий
Воспитание умения общаться в коллективе
Воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим
Оборудование:
зеркала
буквы
звёзды
раздаточные буквы С,Ш
перфокарты на звуки С,Ш в словах
схемы предложений
карточки со словами
перчатки
компьютер
демонстрационный экран
стеклянные камешки
магнитофон
музыкальные диски
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Орг. момент
Логопед : «Ребята! Наступила весна, уже апрель месяц. Какой праздник отмечала наша
страна 12 апреля?»
Дети: «День космонавтики».
Логопед : «Назовите первого космонавта Земли».
Дети: «Первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин»
Логопед : «Мы сегодня на время станем юными космонавтами и отправимся в космос на космическом корабле и будем выполнять сложные задания как настоящие космонавты».
Логопед : «Юные космонавты займите свои места на космическом корабле»
На экране космический корабль (проекция с компьютера)
Под звуки марша (Е. Теличеева) дети садятся за столы.
Логопед : «Для взлёта корабля включаем обратный отсчёт»
Дети: «10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,»
Звучит музыка взлёта.
На экране движение планет (проекция с компьютера)
2. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим
признакам
Звучат звуки Морзе.
Логопед : «Мы уже в космосе пришло задание, настройте свои экраны-зеркала»
Дети ставят перед собой зеркала
Логопед : «ребята приступаем к выполнению первого задания, сравним согласные звуки «С-Ш»
Логопед : читает стихотворение о звук “С” :
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.
Логопед : «А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы при произношении звука “С”. Контроль в зеркало.
Дети: «губы улыбаются на звук С»
Логопед : «А язык, в каком положении? Где он спрятался?»
Дети: «язык прячется за нижними зубами»
Логопед : «Звук С звонкий или глухой?»
Дети: «глухой, горлышко не дрожит»
Логопед : «Правильно на звук “С” - губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой».
Логопед : «Послушайте, какой будет наш второй звук»
Логопед читает стихотворение о звуке “Ш” :
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.
Логопед : «На что похож язык при произнесении звука Ш?»
Дети: «на чашечку»
Логопед : «Что делают наши губы?
Дети: «трубочку»
Логопед : «Звук Ш звонкий или глухой?»
Дети: «глухой, горлышко не дрожит»
Логопед повторяет : «Вы всё правильно ответили на звук “Ш” - Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд - трубочкой, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой. Давайте подумаем, чем отличается произношение звука “С” от “Ш”.
Логопед : «Первое сложное задание мы выполнили, закройте свои космические экраны.
3. Графический диктант (запись букв при помощи стрелок)
Звучат звуки Морзе
Логопед : «Приступаем к выполнению второго задания». Логопед раздаёт разлинованные листки бумаги.
Логопед : «Я буду называть звук, а вы должны будете записать соответственно стрелку»
С, Ш, С, С, Ш,С.
Дети пишут на листках
Логопед : «Я сейчас немного изменю задание: я называю звуки, а вы записываете
чёрточку или кружок».
Ш, С,С, Ш, С, Ш, Ш, С
Дети пишут: 0--0-00 -
Логопед : «На третей строке надо найти все неправильные буквы С и Ш и их зачеркнуть.»
Логопед : «Вы, хорошо справились с этим заданием». Собирает работы.
4. Дифференциация звуков С-Ш в слогах «Космическое эхо»
Логопед : «Ребята, я что-то слышу». Прислушивается. «Из космоса доносятся какие-то звуки, я вам буду говорить, а в повторяйте:
Ша-са шу- су сы-сы-ши шо-со-шо ше-ше-се
Дети повторяют по одному.
5. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук»
Звучат звуки Морзе.
Логопед : «Нам поступило следующее задание. Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую букву».
Логопед раздаёт карточки с буквами Ш,С.
Логопед читает детям слова : сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.
Дети выполняют задание.
Логопед : «Задание выполнено. Сложите карточки».
Дети складывают буквы на поднос, логопед его убирает.
6. Чтение слов «Звездопад»
Звучит музыка звездопада.
На экране проекция звездопада.
Музыкальный руководитель раскладывает на ковре звёзды.
Логопед : «Угли пылают
Совком не достать
Ночью их видно
А днём не видать.
Что это дети?»
Дети: звёзды
Логопед : «Посмотрите, какой у нас звездопад и сколько звёзд уже упало. Возьмите по одной звезде. Полетаем как звёзды, двигаясь по своим орбитам, не задевая друг друга».
Дети под музыку плавно двигаются.
Логопед : «А теперь приступим к выполнению задания. Составьте из спрятанных в звезде букв слова».
Дети выполняют задание на наборном полотне: СУША, УСЫ, МЫШКА, МАЛЫШ, СОК, ШУБА, УШИ
Логопед : «Все слова правильные, подберите к ним звуковые схемы»
Дети выполняют задание.
Логопед : «Юные космонавты с заданием справились».
7. Массаж пальцев рук.
Звучат звуки Морзе.
Логопед : «Поступило следующие задание, занимайте свои места».
Дети садятся за столы.
Логопед : «Нам доставили из космоса неизвестные объекты надо их исследовать. Какие они на ощупь?».
Логопед на подносах раздаёт по два стеклянных камушка.
Дети: «холодные, тёплые, скользкие, твёрдые, шершавые, выпуклые, плоские, гладкие».
Логопед : «Какие они по форме?»
Дети: «круглые»
8. Письмо букв по перфокартам.
Логопед : «А теперь у вас очень интересное задание. Мы нарисуем карты звёздного неба.» Раздаю перфокарты и тёмно-синие карандаши. Одним детям даю задание нарисовать звезды только у тех картин где есть звук Ш, другим - звук С.
Дети выполняют.
Логопед : «Достаньте ваши звёздные карты посмотрите внимательно на них и скажите, на какие буквы они похожи. Соедините звёзды. Поднимите звёздные карты у кого получилась буква С, а теперь букву Ш»
9. Физкультминутка «Необычная планета».
Звучит музыка «Необычной планеты»
Логопед : «Наш космический корабль долетел до необычной планеты. Нам надо обследовать эту планету».
Дети под музыку высаживаются на планету. (идут за ширму там надевают перчатки и
стоя за ширмой слушают)
Звучит космическая музыка
Логопед : «где-то далеко, далеко от нас находится необычная планета. На ней не было ничего живого. По всей планете лежало множество камней.»
Дети кладут на ширму руки, сжатые в кулаки.
Логопед : «вдруг лучи солнца попали на эту планету. Осветили ее и обогрели»
Одна красная или оранжевая перчатка поднимается над ширмой. Пять пальцев
растопырены.
Логопед : «солнце стало ласково гладить планету своими лучами. И камни вдруг начали оживать (Кулачки на ширме начинают двигаться) И из них, как из яиц, вдруг начали вылупляться необычные существа. Сначала появились существа, похожие на червячков, потом на мышек. Они посмотрели друг на дружку и подружились. Друзья без слов понимали друг друга. Они решили сделать эту планету прекрасной, доброй и пошли искать себе новых друзей».
10. Работа со словами-паронимами.
Звучат звуки Морзе
Логопед : «Мы получили следующие задание - возвращаемся на корабль». Дети садятся на свои места.
Логопед : «Ой, ребята, сигнал с земли не чёткий надо его исправлять, поиграем в игру «Наведи порядок».
Логопед произносит предложения:
Положили в плошку каску.
Надевал пожарный кашку.
Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.
На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки маска.
На глазах у детворы.
Крысу красят маляры.
Сметана у Степана на ушах.
Шапка у Степана на усах.
Дети исправляют предложения.
11. Работа с деформированными предложениями.
Логопед : «Продолжаем исправлять неполадки». Раздаёт конверты со словами и схемами предложений.
-составление предложений из данных слов
-определение количества слов в предложениях
-нахождение слов со звуками С и Ш
-подбор графических схем предложений
Карточки со словами:
шапка стул висит
мышка кошка напала на
кошка миска у пуста
усы кошка у
кот нас шипит на
Маша сушки у
Саша и малыши Маша
Логопед : «Достаньте из конвертов свои слова, прочитайте их и составьте предложение, подберите к нему схему»
Дети за столами составляют предложения и подбирают нужную схему предложения.
12. Итог
Логопед : «И это задание выполнено. Полёт завершается, и наш космический корабль приземляется в Детском саду. Покидаем наш корабль».
Дети по музыку выбегают из-за столов и становятся в шеренгу.
Логопед : «Летали мы в космические дали Как космонавт вокруг земли Хоть в корабле малы окошки Всё видели мы как на ладошке».
Логопед : «Вам понравилось космическое путешествие? Какие интересные задания вы запомнили? Вы выполнили все задания очень хорошо и получаете грамоты «Юного космонавта».