Лучший педагог года

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Елена Козлова
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить

сходство и различие, выделять эти звуки в словах.

Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.

Учить самостоятельно составлять предложения, определять количество слов в нём.

Продолжать знакомить со схемой предложения.

Темочки:

Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.

Развивать внимание, фонематический слух.

Материал: ростовые куклы Буратино и Мальвина;

Наборное полотно, буквы Р и Л;

«коврики» с цветными кружками (красные и голубые);

картинки на тему «Полезные продукты»,

карточки-схемы для определения места звука в слове;

цветные полоски для составления схемы предложения;

листы с заданием (коллаж из букв, карандаши синего цвета;

ноутбук (презентация «Слоги», картинки).

Ход занятия:

В: - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться со звуками. Но у меня для вас сюрприз! Я пригласила к нам в гости вашиж любимых сказочных героев: Буратино и Мальвину, но их почему-то нет. Пойду, поищу…

(Воспитатель выходит, затем возвращается – одев куклу Буратино.)

Б: - Здравствуйте, ребята! Чем вы здесь занимаетесь? Я очень хочу научиться читать. Мы с

Мальвиной тоже учим буквы и звуки. У меня даже есть любимый звук. Угадайте, какой.

Буратино произносит чистоговорку:

Ра-ра-ра- настала зимняя пора.

Дети произносят чистоговорку громко и шёпотом, выделяют звук Р, Буратино показывает букву Р

Б: - А у Мальвины другой любимый звук. Вот послушайте:

Ло-ло-ло- есть у белочки дупло.

Буратино показывает букву Л.

Б: - Ребята, что вы видите перед собой – буквы или звуки? Помогите мне разобраться, чем

отличаются буквы и звуки. Дети объясняют, что звуки мы слышым, а буквы пишим.

Б: - А ещё Мальвина говорила, что все звуки делятся на какие-то группы, а я забыл, какие они

бывают… (гласные и согласные, твёрдые и мягкие)

Б: - Ребята, скажите, а что общего у звуков Р и Л? (они оба согласные, могут быть твёрдыми и

мягкими, произносятся при помощи язычка).

- А чем они отличаются? ( язычок в разных позициях: при призношении звука Р он

поднимается кверху и дрожит, а звука Л – крепко прижимается к верхним зубкам).

Появляется кукла – Мальвина.

М: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Буратино! Что ты здесь делаешь?

Б: - Я с ребятами учу звуки и буквы Р и Л.

М: - А я знаю очень интересную игру с этими звуками. Ребята, вы хотите поиграть?

Дети садятся за столы. Проводится игра «Укрась коврик».

М: - Украшать коврик мы будем при помощи цветных кружочков, начиная с верхней строки слева

направо. Я буду называть вам слова, а вы, если услышите в слове звук Р, положите на коврик

красный кружок, а если звук Л – голубой кружок.

По окончании игры проверяется правильность выполнения задания.

М: - Что-то Буратино заскучал. Буратино, о чём ты задумался?

Б: - Я забыл, что получается, когда два звука соединяются вместе…

Включается ноутбук. Дети подходят к Буратино, читают слоги с буквами Р и Л, придумывают слова с ними, рассматривают картинки.

Б: - Я совсем устал! Наверное пора отдохнуть…

Физминутка.

Буратино загадывает детям загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Хвост пушистый – краса Случай не упустит,

А зовут ее (лиса). Сядет, и укусит (комар).

дети отгадывают их и показывают отгадки при помощи жестов, мимики, движений, выполняют зарядку с Буратино:

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Ключик так и не нашёл…

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Б: - Что-то я проголодался! Сейчас бы чипсов поесть, Кока-колы попить…

М: - Буратино, разве ты не знаешь, что всё это очень вредно для здоровья?

Пойдём с нами, мы с ребятами расскажем тебе о продуктах, которые приносят пользу.

Дети с Мальвиной подходят к выставке картинок «Полезные продукты». Мальвина предлагает детям выбрать продукты, в названии которых есть звуки Р,Рь или Л,Ль при этом мальчики должны назвать продукты со звуком Р, а девочки – со звуком Л.

Дети находят и называют слова, Мальвина уточняет, где находится выделенный звук в слове –

в начале, в середине или в конце.

Б: - Спасибо вам, ребята, я всё понял. Буду есть только полезные продукты.

А Мальвина, хоть и бывает вредной, но всё равно она самая красивая и умная девочка на

свете. Сейчас мне очень хочется сделать ей комплимент! Помогите мне придумать

предложения со словом «Мальвина», так, чтобы ей понравилось.

Дети называют предложения, определяют количество слов в них, Буратино на доске составляет схемы этих предложений, закрепляет понятия: заглавная буква в начале и точка в конце предложения.

М: - Спасибо, Буратино, и вам, ребята! Я очень люблю комплименты!

Ну, а тебе, Буратино, понравилось сегодня играть с ребятами? А с какими буквами ты

сегодня познакомился?

Б: - Забыл…

М: - Ребята, напомните Буратино эти буквы. А чтобы он их больше не забывал, я предлагаю вам

найти и раскрасить эти буквы на волшебных листочках и подарить Буратино.

Дети выполняют задание. Мальвина и Буратино благодарят ребят, прощаются и уходят.

Возвращается воспитатель.

В: - Ребята, я нигде не нашла Буратино и Мальвину. Они к вам сюда не заходил?

Чем вы с ним занимались? Какие задания, игры вам понравились?

Что было самым интересным? Самым трудным?

Конспект разработали : Козлова Елена Николаевна и Савина Наталья Александровна

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по программе «Радуга». Обучение грамоте (первое полугодие) СЕНТЯБРЬ «Звук вокруг нас» Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи;.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
Опубликовано: 22 февраля 2015 в 17:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козлова (УИ 317342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД