АЛЛА СОРОКА
Конспект занятия «Путешествие в царство птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц, уметь различать по внешнему виду и называть их; воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать птицам в трудное для них время, учить образовывать сложные прилагательные, уметь составлять связные высказывания, рассуждения; уточнить, что в старые времена люди узнавали о погоде путем наблюдения за повадками птиц; учить самостоятельно делать аппликацию цветным рисом.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в царство птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Материал: Изображения птиц, фонограмма шума ветра и пения птиц, приметы о птицах, цветной рис, клей, ножницы, салфетки.
Ход: Воспитатель: сегодня к нам заглянули необычные гости. Хотите узнать кто? Тогда закрывайте глаза и внимательно послушайте тишину (дети закрывают глаза и звучит фонограмма пения птиц).
Дети. : Это птицы!
В. : Да, ребята, это птицы. Они приглашают нас в свое царство, царство птиц. Хотите там побывать?
Д. : Да!
В. : Но для этого, нам надо с вами сделать какое-то доброе дело. Ой, слышите ребята, что это? (звучит фонограмма шума ветра).
Д. : Это ветер.
В. : Да. Это очень сильный ветер. Как вы думаете этот ветер может наделать беды в лесу?
Д. : Он может разрушить гнезда птиц!
В. : Давайте, если сможем, то спасем птенцов! Подставляйте ладошки повыше. Смотрите, я поймала уже птенца. А вы?
Д. : И мы тоже поймали.
В. : Вы держите птенца в ладошке, а теперь, медленно, медленно сгибайте пальчики по одному, чтобы не испугать птенца, прикройте другой ладошкой его и подышите на него, согревая его своим ровным дыханием. Прижмите его к себе нежно. У вас доброе сердце, поделитесь с ним добротой своего сердца. А теперь раскройте ладошки, смотрите, птенец раскрыл свои крылья и взлетел. Да и ветра уже нет.
Вот, мы с вами и сделали доброе дело!
Чем будут благодарны вам птенцы своим спасением?
Д. : Они вырастут и будут оберегать сады, леса от вредных насекомых.
В. : Ну, вот мы с вами и в царстве птиц (звучит фонограмма пения птиц). (Обратить внимание на разнообразие птиц).
Давайте посмотрим, кто нас встречает.
Это синица хохлатая. Почему ее так называют - хохлатая? Как вы думаете, как она добывает себе корм? (на лету ловит насекомых).
А это кто? (синица московка). Какое у нее оперение? Где она любит делать свои гнезда? (в корнях упавших деревьев, в щелях деревянных домов, даже в норах грызунов, если они там не живут). Как московка делает запасы на зиму?
А это, вот что за красавица нас встречает?
Д. : Это синица гаичка.
В. : Они летом живут в лесах, делают гнезда, эта птичка сама выдалбливает себе дупло в дереве и делает там гнездо. Кормится она жучками долгоносиками, гусеницами, пауками.
А вот, рядом с ней еще синичка – сестричка, как ее зовут?
Д. : Это синица длиннохвостая.
В. : Почему ее так называют? Где она любит делать свои гнезда (в кустах).
Ух, ты, а это кто такой, необычной красоты? (Клесты).
Что интересного можно рассказать об этих птицах? (у них птенцы появляются зимой. Самец имеет розовую окраску, а самочка серенькая. Гнезда делают на верху сосен и елей).
Зачем клесту нужен такой формы клюв?
Почему клесты строят свои гнезда зимой?
Ответы детей.
В. : А вот и лесной доктор! Как его зовут? (дятел). Дружная ли семейка у дятла? (нет, птенцов самочка быстро разгоняет, чтобы они летели добывать корм самостоятельно).
Вот, так птица! Посмотрите, какая она крупная. Очень красивая, с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Кто это? (свиристель). Почему ее так назвали? (любит свистеть громко, хотя песни свои поет очень нежно). Откуда они к нам прилетают? (осенью из холодных краев, Из Лапландии). Питаются рябиной, шиповником, калиной, барбарисом.
Ну, а это кто нас встречает? (пищуха). Что она может рассказать о себе? Почему ее назвали пищуха? (она летает и пищит). Чем питается? (жуки, гусеницы, тля, клопы, пауки). Где у нее гнезда? (в старых, развалившихся деревьях).
Посмотрите, вот еще одна жительница царства птичьего! Как вы думаете кто это? (поползень). Расскажите немного о ней. (быстро бегает по стволам деревьев головой вверх и вниз, живет в дупле, стены в нем можно сказать отштукатурены, т. е. она смазывает стенки глиной, размоченной водой или слюной. Эта птичка очень запасливая, она складывает в своем гнезде на зиму орехи, желуди. В гнезде у поползня можно найти до двух кг провизии. Как вы думаете, с таким запасом пищи ей будет страшен мороз? (нет).
Обратите внимание, на этого красногрудого красавца! Кто это? (снегирь). Можно про него сказать, что он украшение наших российских просторов? (да). Ребята, я знаю, что снегирь очень галантный кавалер! Даже если он будет очень голоден, все равно лучшие гроздья рябины уступит самочке.
Ребята, а какие вы знаете народные приметы про птиц?
- Птицы садятся на верхушки деревьев – к теплу.
- Воробьи дружно чирикают – будет оттепель.
- Вороны прячут клюв под крыло – к холоду.
- В какую сторону ворона села носом – от туда и ветер.
Вот мы и посетили с вами царство птиц! Это было царство каких птиц? (зимующих). А если снегири и свиристели к нам прилетают поздней осенью, а ранней весной улетают, какие это птицы? (кочующие).
А сейчас давайте поиграем.
Игра «Назови одним словом»
1. У сороки белые бока и поэтому она (белобока).
2. У вороны черные крылья и по этому зовут ее (чернокрылой).
3. У дятла длинный клюв и поэтому он (длинноклювый).
4. У синицы желтая грудка и ее зовут (желтогрудой).
5. У снегиря грудка красная и по этому он (красногрудый).
Ребята, как вы понимаете слова: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. (ответы детей).
Да, надо делать кормушки, насыпать туда корм для птиц. Вот, посмотрите, какая кормушка получилась у меня (на листе бумаги нарисовано дерево и кормушка).
А каких птиц вы пригласите к этой кормушке, зависит от вас.
Предлагаю детям вырезать из картона силуэт птиц (силуэты птиц приготовлены заранее, дети самостоятельно выбирают силуэты птиц, вырезают их и делают аппликацию птиц из цветного риса. И прикрепляют птиц вокруг кормушки.
Дети рассматривают свои работы и работы друзей, оценивают их.