Екатерина Новикова
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «День рождения Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «День рождения Незнайки»
Задачи:
образовательные: учить детей составлять загадки о животных, продолжать развивать формы монологической и диалогической речи детей; активизировать словарный запас детей, упражнять в умении подбирать слова – антонимы; упражнять в умении подбирать прилагательные к имени существительному, согласовывать их в числе и роде; закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, определяя его местоположение в слове.
развивающие : развивать у детей логическое мышление, воображение.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ „День рождения Незнайки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
воспитательные: воспитывать коммуникативные качества детей, желание помогать другим, формировать у детей навыки сотрудничества.
Оборудование и материалы: письмо от Незнайки, разрезные предметные карточки, таблица для составления загадок про животных, карточки с животными, магнитная доска, магниты, разрезные предметные картинки, карточки – модели на каждого ребенка с изображением маленьких человечков,
Предварительная работа: составление описательных рассказов о животных, игры «Поймай звук»,
Ход ООД:
Психологический настрой детей.
- Ребята, посмотрите друг на друга и возьмитесь за руки.
«Слева друг и справа друг,
Очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты
С теплоты и доброты».
Мотивационно – ориентировочный.
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла письмо. На конверте написано «Для ребят из детского сада «Родничок». Вы хотите узнать, что написано в этом письме?
- Да.
- Тогда давайте откроем и прочитаем.
Воспитатель открывает письмо и читает: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Незнайка. Скоро у меня день рождения и ко мне придут гости. А вот как развеселить своих гостей, в какие игры поиграть с ними я не знаю. Мне очень хочется, чтобы всем гостям на празднике было весело».
Поисковый этап
- Ребята, вы хотите помочь Незнайке?
- Да.
- А как мы можем помочь Незнайке?
-Научить играть в различные игры, отгадывать загадки, рассказывать стихотворения.
Практический этап
- Давайте познакомим Незнайку с первой игрой, которая называется «Сложи картинку». Посмотрите, у вас на столах лежат картинки, возьмите себе по одной картинке и найдите пару. Дети находят пару к картине по цвету. Посмотрите, что у вас получилось? А теперь вам надо рассказать о своем предмете, указывая на его противоположные признаки. Дети называют противоположные признаки одного предмета. Например: у кошки шубка мягкая, а когти твердые.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки. Давайте научим Незнайку составлять загадки, которые он сможет загадать своим гостям. А поможет нам с вами схема для составления загадок. На доске модель – схема составления загадок, вверху размещены картинки с животными.
- Посмотрите, ребята, в нашей схеме есть две колонки. В первой мы будем указывать признак предмета, а во второй указывать предмет, который имеет такой же признак. Давайте вместе составим загадку про медведя. Какого цвета медведь?
- Коричневого.
В первой колонке размещается карточка коричневого цвета.
- А что еще бывает коричневым?
- Шоколад.
Во второй колонке размещаем карточку с изображением шоколада.
- Какой медведь по размеру?
- Большой.
В первой колонке размещаем карточку с изображением размера - символ большой круг.
- А что еще может быть большим?
- Гора.
Во второй колонке размещаем карточку с изображением горы.
- А что можно сказать про медведя, когда он ходит? Какой он?
- Неуклюжий.
В первой колонке размещается карточка с изображением медведя, который идет.
- А кто еще может быть неуклюжим?
- Маленький ребенок, который не научился еще ходить.
Во второй колонке размещается карточка с изображением маленького ребенка.
- Ребята, а теперь давайте прочитаем, что у нас получилось. Дети читают загадку по таблице.
- Коричневый, как шоколад, большой, как гора, неуклюжий, как ребенок.
- А теперь давайте составим загадку про слона. Что нужно указать сначала?
- Цвет.
Один из детей выходит к доске и обозначает цвет слона, размещает карточку в таблице.
- На кого похож слон по цвету?
- На мышь. Один из детей размещает карточку в таблице.
- О чем надо теперь сказать?
- О размере.
- Какой слон по размеру? На что похож слон по размеру?
-Слон большой, как дом.
Во второй строке размещаем карточки с размером слона и картинка домика.
- Ребята, а каким бывает слон? Какой у него характер?
-Слон бывает веселым.
- Кто еще может быть веселым?
-Клоун.
- Значит слон веселый, но не клоун.
В третьей строке таблицы ребенок размещает карточку с веселым смайликом и клоуном.
-Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось.
-Серый, как мышь, большой, как дом, веселый, но не клоун.
- Молодцы, а теперь давайте составим загадку про бабочку. О чем надо сказать вначале?
- О цвете бабочки.
- Какую окраску имеет бабочка и на что похожа по своему окрасу?
- Бабочка разноцветная как радуга.
В первой строке дети размещают соответствующие карточки.
- О чем дальше надо сказать?
- О размере.
- Бабочка маленькая, как ягодка.
Во второй строке размещаем соответствующие карточки.
- Что нужно указать в последнюю очередь? Какая бабочка?
- Бабочка красивая, как цветок.
В третьей строке размещаем соответствующие карточки.
-Давайте прочитаем нашу загадку.
- Разноцветная, как радуга, маленькая, как ягодка, красивая, как цветок.
- Я думаю, что теперь Незнайка сможет развеселить своих гостей загадками и им не будет скучно. А теперь давайте научим его играть еще в одну игру. Называется она «Аукцион». Я буду называть предмет, а вы должны подобрать к нему подходящие слова, которые будут описывать его свойства или качества.
- Ребята, проходите за столы, сейчас мы научим Незнайку играть еще в одну игру. Называется игра «Маленькие человечки».
Дети проходят за столы. Перед ними карточки с изображением человечков, которые соответствуют трем состояниям веществ: твердое – человечки крепко держаться за руки, жидкое – человечки стоят рядом, человечки бегают – газообразное.
- Сейчас я буду показывать вам карточку с изображением различных предметов и веществ, а вы будете показывать карточку с изображением маленьких человечков.
Воспитатель показывает карточки с предметами или веществами, дети поднимают соответствующую карточку, обосновывают свой выбор.
- Молодцы, ребята вы были очень внимательными. Теперь и Незнайка сможет поиграть в такую игру со своими друзьями. А давайте покажем Незнайке игру с мячом.
Дети выходят на ковер, становятся в круг. Проводится игра «Цепочка слов». Например: трава – какая? Зеленая. Что еще может быть зеленым? Яблоко. Каким еще может быть яблоко? Сладким. Что еще бывает сладким? Мороженое и т. д.
Физкультурная минутка
- Посмотрите, ребята, а вот и волшебные круги лежат на столе. Давайте покажем Незнайке, как можно с ними поиграть.
Проводится игра с кругами Луллия «Найди звук»
- Ребята найдите и покажите слова, которые начинаются со звука «с».
- Слон, солнце. Дети указывают стрелочкой картинки со словом на круге.
- Найдите и покажите слова, в которых звук «н» стоит в середине слова.
- Картина, чайник.
- Найдите и покажите слова, в которых звук «а» стоит в конце слова.
- Кукла, тарелка.
- Найдите и покажите слова, в которых звук «з» стоит вначале слова.
- Зебра, змея.
- «Я найду слова везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!»
- Ребята, давайте поиграем в игру «Найди слово» Найдите слово на реке.
- Окунь, камень, лягушка, водоросли.
- Найдите слово на небе.
- Облако, туча, самолет, птица.
- Найдите слово на кухне.
- Ложка, кастрюля, сковорода, тарелка.
- Найдите слово на полу.
- Стол, стул, ковер, шкаф.
- Найдите слово в лесу.
- Ель, сосна, медведь, лиса.
- Я думаю, что Незнайка тоже может поиграть в эту игру с гостями. А теперь давайте поиграем в игру «Веселые подарки».
- Даша, какой подарок ты хотела бы получить?
-Книгу.
- А какую книгу, опиши ее.
-Большую, красочную, со сказками.
- Денис, а какой подарок хотел бы ты получить?
- Машинку.
- Опиши, какую машинку.
- Красную, большую, на пульте управления.
- А теперь вы должны поменять местами признаки своих подарков. У Даши будет подарок с признаками Дениса, а у Дениса - признаки подарка Даши. Что у нас получается?
- У меня будет красная книга на пульте управления.
- Ребята, как вы думаете, что это за книга?
- Эта книга сама рассказывает сказки, переворачивает листочки.
- У меня будет машинка с картинками и сказками.
- Как вы думаете, что это за машина.
- Она едет и рассказывает сказки, показывает картинки.
Рефлексивно – оценочный этап
- Ребята, как вы думаете, сможет ли теперь Незнайка развеселить своих гостей? Не будет ли им скучно на празднике?
- Нет.
-В какие игры мы научили играть Незнайку?
- «Волшебные подарки», игра с мячом и картинками, игра со звуками.
- Ребята, а вам понравилось сегодня наше занятие? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?
Последующая работа
- Ребята, а давайте мы научим Незнайку в следующий раз играть в веселые подвижные игры на улице.