Христина Федотова
План-конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие капельки» для детей подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие Капельки»
Возрастная группа : подготовительная
Тип занятия
по дидактической задаче: комбинированное
по содержанию: однотемное
по форме организации: традиционное
Форма организации обучения: групповая
Образовательная область : «Познавательная развитие»
Программное содержание:
Публикация «План-конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие капельки“ для детей подготовительного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательное: закрепление представлений у детей о некоторых свойствах воды формирование представлений о формах воды, обобщить знания детей о воде : состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.
Развивающая - развивать любознательность, логическое мышление и связную речь детей.
Воспитывающая - воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: активный словарь : сосулька, горы, капельки; пассивный словарь :
Оборудование - полоски цветной бумаги, лоток с лабораторной посудой на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Предварительная работа: рассматривание картинок
Ход НОД
Начало занятия
Встанем мы в кружочек дружно,
Организационный момент
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Основная часть
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать.
Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория.
Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам
нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты:
Опыт № 1: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя
(воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы,
вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт № 2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить
воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.
Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт № 3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы
определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой
полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет).
Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно
проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–
нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Опыт № 4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус
яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус.
Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из
знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за
дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду,
чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая
быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду
в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода. Опыт № 7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним
поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?
(Да) Почему?
3. Помоги капелькам найти своих сестер в нашей
группе.
(Дети находят места, где может находиться вода. Например на листьях
растений, в аквариуме, в графине с водой)
- Ребята, мы еще раз убедимся: вода бывает очень–очень разной. Она может
быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными
ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
Давайте разгадаем загадки и повторим, какая вода есть на Земле.
4. Загадки
1. Кругом вода, а с питьем беда,
Кто знает, где это бывает? (море)
2. Много рек, озер, морей
Он в себя вобрал
Ты подумай и ответь
Это что за великан? (океан)
-Ребята, ответьте на вопросы:
-Зачем нужна вода животным? Растениям?
-Зачем нужна вода человеку?
-Почему внутри человека нарисован вопрос?
-Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она
содержится? ( Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу;
с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек
может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется. - Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.
-Ребята,везде ли есть вода?
- Где мы можем ее увидеть? (Водоемы, осадки).
- А вы знаете, что такое снежинка? (Белая пушинка, состоящая их
кристалликов льда).
- Скажите, будет ли лед являться водой? (Это замерзшая вода).
- Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на
планете Земля?
- Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы
можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
- Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее
5. Работа со знаками.
- Посмотрите на эти экологические знаки:
- Что они обозначают?
- Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и
в морях была чистой.
- Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод: (воспитатель
читает стихотворение)
В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь, в природу вглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница-
(все дети хором) : Вода!
Заключительная
Рефлексия
Итак ребята, помогли ли мы
доказать сестрицам капелькам что они родные сестрицы?
Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?