Рыжкова Ольга
Мастер-класс для педагогов «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.
Задачи:
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач духовно - нравственного воспитания.
Создать позитивный эмоциональный настрой всех участников в активную деятельность.
Развивать творческую активность участников.
Материалы: цветок из картона с разноцветными лепестками; предметы или картинки: баранка, ваза, снежинка, кукла; музыкальное сопровождение.
Ход:
Вводная часть:
В: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться опытом и представить вашему вниманию свою тему по самообразованию «Воспитание духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Свое выступление я начну со следующих строк:
«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».
Свят. Тихон Задонский.
С момента рождения, а некоторые учёные утверждают, что даже раньше, когда ребёнок находится ещё в утробе матери, ему необходимо духовно-нравственное воспитание.
Напрашивается вопрос: КАК?
Ответ: Ребёнок получает духовно-нравственные качества через слушание музыки, через чтение художественной литературы матерью вслух, через семейные праздники, традиции.
Духовно-нравственные качества (такие как доброта, милосердие, сострадание и другие) наполняют душу, внутренний мир ребёнка и влияют на весь организм и дальнейшее его поведение, да и на то, каким в будущем человеком он станет.
Огромное влияние на духовно – нравственное развитие детей влияют стихи, сказки, рассказы (художественная литература, которые так любят дети. Я предлагаю вам окунуться в мир детства и побыть детьми.
В: Сегодня мы с вами вспомним одну сказку. А какую, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Девчушка, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок?
К: Цветик – семицветик.
(Достаю и показываю цветик – семицветик).
В: Именно об этой сказке и пойдёт речь. Кто автор сказки «Цветик – семицветик»?
К: Валентин Катаев.
В: Отлично. Для того, чтобы немного вспомнить о чём и о ком эта сказка, я предлагаю вам немного размяться и ответить на мои вопросы:
Игра «Вопрос – ответ»:
В: Как зовут главную героиню сказки?
К: Женя.
В: Куда и зачем послала девочку мама?
К: В магазин за баранками.
В: Что случилось, когда Женя возвращалась с покупкой домой?
К: Собака съела баранки.
В: Почему это произошло?
К: Женя была невнимательна.
В: Правильно. (Читаю отрывок из сказки):
Купила Женя 7 баранок: 2 с тмином для папы, 2 с маком для мамы, 2 с сахаром для себя и 1 розовую для брата Павлика. Идёт по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.
В: Что произошло дальше?
К: Женя побежала за собакой и заблудилась.
В: Кто утешил Женю, когда она заблудилась?
К: Старушка.
В: Что подарила старушка девочке?
К: Цветик – семицветик.
В: Этот цветок обычный или волшебный?
К: Волшебный.
В: В чём заключается его волшебство?
К: Этот цветок исполняет желания.
В: У каждого из нас есть желания, мечты. Поделитесь, о чём вы мечтаете?
Игра «Загадай желание».
Подхожу к коллегам и по - очереди даю им в руки цветок. Тот, у кого цветок в руках, называет своё желание.
В: Сколько у вас желаний, и они такие разные. Но есть важные, а есть и не очень, можно сказать пустяковые. Нужно разобраться какие из них самые значимые, а какие нет. В этом нам поможет сказка «Цветик – семицветик». Как же нам в нее попасть?
К: Нам нужно произнести волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели…
Вели, чтобы мы оказались в сказке.
Основная часть:
В: Вот мы с вами и очутились в сказке «Цветик – семицветик». Посмотрите, у меня на столе лежат предметы (картинки, которые олицетворяют желания Жени. Первый предмет – это баранка. Какое желание было связано с этим предметом?
К: Это желание очутиться дома вместе с баранками.
(Отрываю лепесток).
В: Как вы думаете, могла Женя обойтись без лепестка в этом случае?
К: Да. Можно было извиниться перед мамой, и честно рассказать о происшедшем.
В: Давайте представим – кто-нибудь из вас будет «мамой», другой – девочкой Женей.
Разыгрывание ситуации «Как сказать маме?».
В: Отлично. Показываю картинку или пластмассовую (деревянную) игрушечную вазу.
В: Вернувшись домой с баранками, Женя встала на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. Что произошло дальше?
К: Женя, считая ворон, уронила вазу, которая раскололась на мелкие кусочки.
В: Следующее желание Жени – это?
К: Чтобы вазочка была целая.
(Отрываю лепесток).
В: Почему Женя не призналась маме, что разбила её любимую вазу?
К: Испугалась, побоялась, струсила.
В: А называется это качество – трусость. Издавна люди о трусости говорили: «Волков бояться – в лес не ходить», «Трус и собственной тени боится».
В: Давайте мы с вами побудем волшебниками и поможем Жене склеить вазу.
Игра-пазл «Собери вазу».
В: И следующий предмет – это снежинка. Как вы думаете, что это за желание, на которое Жене пришлось потратить целых два лепестка?
К: Женя хотела поиграть с мальчишками в папанинцев (полярников).
В: Мальчики взяли Женю в игру?
К: Нет, потому что она девочка.
В: Женя потратила один из лепестков, чтобы оказаться на Северном Полюсе и ещё один …
К: Чтобы оттуда вернуться.
(Отрываю 2 лепестка).
В: Правильно. Ведь на Северном Полюсе очень холодно, и, к тому же, она повстречала семь белых медведей, которые направлялись прямо к ней. Какое чувство испытала Женя, увидела белых медведей?
К: Чувство страха.
В: Если бы мальчишки позволили Жене с ними поиграть, этого бы не случилось. К тому же, они были очень грубы и невежливы с Женей.
Читаю отрывки из сказки:
- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на
Северный полюс не берем. Уходи, не мешай!
В: Как вы думаете, что значит быть вежливым?
К: Доброжелательно друг к другу относиться.
В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебные слова».
В: Отлично. И последний предмет на моём столе это - кукла. Какое желание связано с этим предметом (игрушкой?
К: Желание иметь много игрушек.
(Отрываю лепесток).
В: Правильно. Побывав на Северном Полюсе, (читаю отрывок из сказки) «Женя обиделась и решала больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках»…
В: Какое качество проявилось в Жене в тот момент, когда она загадала это желание?
К: Жадность, зависть и желание похвастаться.
В: Жадность Жени привела к тому, что игрушками был завален весь город, игрушки всюду следовали за девочкой, и ей пришлось использовать ещё один лепесток, чтобы все игрушки вернулись обратно в магазины.
В: А как могла поступить Женя в этой ситуации?
К: варианты ответов.
В: Ну что ж, предметы на моём столе закончились, а один лепесток ещё остался. Было у девочки еще одно желание, самое важное. Что это было за желание?
К: Чтобы мальчик Витя, с которым познакомилась Женя, был здоров. (Отрываю последний лепесток).
В: За добрые дела и поступки людей часто награждают кубками, грамотами, медалями, подарками. Какую награду получила Женя за свой добрый поступок?
К: Лучшей наградой стала улыбка Жени, его дружба, его здоровье, его счастливые глаза, веселый смех.
В: Дружбу нельзя купить ни за какие деньги! Это бесценная награда, которую получила взамен Женя на своё желание.
В: Как вы думаете, почему шесть желаний девочки Жени были пустыми, бесполезными? И какое желание оказалось самым важным?
Ответы.
В: Молодцы, отлично справились со всеми заданиями, ответили на все мои вопросы. А сейчас нам пора возвращаться. Давайте вместе произнесём волшебные слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть, по-моему, вели.
Вели вернуть нас всех назад!
Заключительная часть:
В: Уважаемые коллеги. Мы с вами побывали в замечательной сказке, которая раскрывает для детей, да и для нас - взрослых, такие качества, как милосердие, сострадание, сочувствие. Согласитесь, многие из нас мечтают о каких-то материальных вещах, не обращая внимания на действительно важные вещи. Как изменились ваши желания сейчас? Загадали бы вы многое не только для себя, а для своих близких, родных, друзей для тех, кто нуждается в помощи, ласке, заботе?
Педагоги делятся впечатлениями.
В: Я хочу пожелать: пусть волшебный цветик-семицветик мысленно всегда будет с вами. Не отрывайте лепестки просто так! А тратьте их на действительно важное!