Саянная Наталия
Конспект занятия «Удивительное путешествие по «Четырём стихиям» для подготовительного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительное путешествие по «Четырём стихиям»».
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через знакомство с природными стихиями (земля, воздух, вода, огонь) в многообразии их проявления и в связи с человеком.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Совершенствовать представления детей о четырёх стихиях (огонь, вода, воздух, земля).
• Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме «Четыре стихии природы».
Публикация «Конспект занятия „Удивительное путешествие по „Четырём стихиям“ для подготовительного возраста» размещена в разделах
• Совершенствовать умение детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, делать умозаключения.
Коррекционно-развивающие:
• Формирование слухового и зрительного внимания, восприятия, общей и мелкой моторики, дыхания.
• Способствовать формированию познавательной активности и интересов детей, побуждение к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде, природе, желание интересоваться явлениями окружающей среды.
Используемые технологии:
• Личностно – ориентированные
• Игровые технологии
• Критического мышления
• Информационно – коммуникативные
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Социально - коммуникативное развитие
Оборудование: мягкая игрушка "инопланетянин", 4 коробки с предметами, коробка с волшебным песком и камушками, символы четырёх стихий (земля, вода, огонь, воздух, дудочки - язычки с геометрическими фигурами, мультимедийное устройство.
Ход занятия.
Организационный момент
Логопед приходит с необычным гостем – инопланетянин Фафаля. Приносят четыре коробки, в которых находятся предметы по четырём стихиям.
Земля – савок, контейнер с землёй, экскаватор, камушек.
Вода – рыбка, ракушка, иллюстрация с изображением аквариума.
Воздух – шарик, самолёт, султанчик, пакет. Огонь – свеча, спички, пожарная машина.
Фафаля просит детей помочь ему понять, что находится в коробах и что обозначают эти предметы.
Коробки накрыты платочками разного цвета (зелёный, красный, синий, голубой).
Коробки открываются по очереди. Чтобы определить с какой коробки начать, детям предлагаются карандаши такого же цвета, как платочки, дети сами выбирают карандашики и открывают первую коробку.
Основная часть.
• Открываем первую коробку (стихия «Земля»).
Все предметы достаёт Фафаля и раскладывает перед детьми. Логопед вместе с детьми рассматривает и называет все предметы. Логопед спрашивает детей почему все эти предметы оказались в одной коробке и что они обозначают? (все они относятся к стихии «Земля»)
Логопед: Земля – это опора, твёрдая основа, по которой мы ходим. А, что вы ещё знаете о земле? Земля она какая? (твёрдая, чёрная, сухая, мокрая, рыхлая….). Вспомнить какую пользу приносит земля.
Игра «Чудесный песок» или «Ищем клад».
Детям предлагается коробка с песком. В песке спрятаны разные камушки. Дети ищут камушки и рассказывают о них рассказы. У каждого ребёнка свой камушек.
Фафаля хвалит всех детей и говорит, что он понял, о чём ему рассказала эта коробка – о стихии «Земля».
Дети дарят Фафале символ стихии «Земля».
• Открываем вторую коробку стихия «Вода».
Фафаля достаёт и раскладывает предметы. Логопед вместе с детьми объединяет их в одну стихию «Вода».
Логопед: Что вы знаете о воде? Какая она? (прозрачная, чистая, мокрая, грязная….). Где мы можем встретить воду на земле (реки, моря, озёра)
Сценка «Чудесница Водица» (участвуют все дети)
Вода: Я, Чудесница Водица!
Без меня вам не напиться, без меня вам не умыться.
Смею вам я доложить: без меня вам не прожить.
Дети: Всё, что знаем о воде, вмиг расскажем мы тебе.
В природе путешествует вода, она не исчезает никуда.
То в снег превратиться, то в лёд, растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам.
Вдруг в небо взовьётся, дождём обернётся,
Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь: нас окружает везде и всегда
эта волшебница – наша Вода!
Вода: Да, верно! Я и снег, и ручеёк, и капель и речка, дождик, море, океан, лёд и пар и тучка.
Дети отдают Фафале символ «Воды».
• Открываем третью коробку стихия «Воздух»
Фафаля достаёт предметы, дети с логопедом их рассматривают.
Все предметы относятся к стихии «Воздух».
Логопед: Воздух нас окружает. Какой он? (прозрачный, невидимый, чистый, загрязнённый….).
Для чего нам нужен воздух? А что такое ветер? (это движение воздуха).
Ветер бывает какой? (сильный, ураганный, тихий, северный, южный)
Упражнение на дыхание: южный и северный ветерок.
(Дуем на руку, губки трубочкой – холодный, губки превратили в букву «о» - тёплый ветерок).
Фафаля находит зашифрованное слово. Слово необходимо расшифровать и прочитать. Для этого используется схема зашифрованного слова и дудочки-язычки с геометрическими фигурами.
Дети вмести с Фафалей расшифровывают слово «воздух».
Логопед вместе с детьми отдают Фафале символ «Воздуха».
• Открываем четвёртую коробку стихия «Огонь»
Фафаля достаёт предметы из коробки. Логопед с детьми рассматривают предметы, все они относятся к стихии «огонь».
Огонь какой? (жаркий, красный, горячий, добрый, злой….)
У Фафали находится диск. На диске игра «Огонь добрый, огонь злой».
Детям раздаются сигнальные карточки (с зелёными и красными кружочками). Зелёный - добрый огонь, красный – злой огонь.
На экране появляются сюжетные картинки с изображением «доброго» огня и «злого» огня. На каждый сюжет дети поднимают сигнальную карточку. В конце разбираются все ситуации.
Дети отдают Фафале символ стихии «Огня».
Итог
Логопед вместе с детьми и Фафалей рассматривают ещё раз символы всех стихий. Прощаются с инопланетянином Фафалей, отдают ему все символы. Фафаля оставляет подарки детям.