Ольга Стряпан
План-конспект занятия педагога-психолога с элементами тренинга для учащихся старших классов
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия с элементами тренинга
для учащихся старших классов.
Педагога-психолога :
Лопата Ольги Васильевны
Цель занятия заключается в преодолении личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала ребенка на решение собственных проблем через смешанную игровую деятельность.
Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра – это свободное проявление всех эмоций, чувств и переживаний ребенка.
Публикация «План-конспект занятия педагога-психолога с элементами тренинга для учащихся старших классов» размещена в разделах
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В работе с подростками я отдаю предпочтение групповой форме проведения психологических занятий.
Задачи:
• развитие уверенности в себе;
• создание условий для повышения уровня самопринятия;
• .снижение нервно-психического напряжения;
• способствовать формированию открытых отношений между членами группы.
Формы работы: тренинговые упражнения, элементы арт - терапии, мини-лекция, дискуссия, рефлексия, групповое обсуждение.
План занятия :
1. Приветствие.
2. Основное содержание занятия.
3. Рефлексия.
Материалы: чистые листы бумаги, карандаши; небольшой мяч.
Ориентировочное время работы: 45-60 минут.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Здравствуйте, ребята. Нам предстоит большая совместная работа. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.
Принятие правил работы в группе:
1) внимательно слушать друг друга;
2)не перебивать говорящего;
3) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;
4) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.
- И так давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас называет имя и цвет своего настроения.
1. Упражнение «Приветствие»
Участникам предлагается выбрать цветной лист, который соответствует своему настроению и рассказать о нем. Цветные листы остаются у учащихся до конца занятия.
- Я вижу настроение у всех разное, надеюсь, к концу занятия оно будет более позитивным.
II.Основная часть.
2. Игра «Я умею»
Все встают в один большой круг. У каждого есть возможность сообщить что-нибудь о себе. Может быть, кто-нибудь захочет рассказать о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. На обдумывание дается минута, чтобы подумать, что рассказать о себе.
Например: Меня зовут. и я очень люблю петь.
После проведения каждый отвечает на вопрос: «Как я чувствовал себя, говоря о своих положительных качествах?».
- Но кроме положительных качеств в каждом человеке есть и отрицательные качества, но люди обычно не любят о них говорить. Я предлагаю вам их нарисовать.
3. Игра «Карикатура».
Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут. Затем каждый из ребят представляет свой рисунок.
Рефлексия. В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?
Какие эмоции у вас вызывают ваши недостатки?
Можно сказать, что чаще это отрицательные эмоции?
Мини-лекция:
Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?
• Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
• Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
• Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.
• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).
Один из этих способов я предлагаю вам выполнить сейчас. Подумайте о ситуации, которая вызывает у вас напряжение, тревогу, раздражение. Возьмите газету и начинайте ее скомкивать до самого маленького состояния, мысленно проговаривая о ситуации. Теперь забросьте комок как можно дальше. Стряхните руки. Сделайте глубокий вдох и выдох.
- Теперь самое время зарядиться положительным ресурсом.
Все чего бы вы хотели достичь в своей жизни, начинается с уверенности в себе. Верить в себя – значит верить в Высшую силу и справедливость.
4. Упражнение «Моя яблонька»
Цель: Формирование умения обозначить свою индивидуальность; формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты; формирование восприятия своих личностных черт; формирование умения посмотреть на себя со стороны; поднятие самооценки.
Инструкция: «По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.
Я предлагаю вам «вырастить» свою яблоньку. Это будет волшебная яблоня, которая поможет вам выделить в себе главное, рассказать о себе, узнать о другом, а если вы ее сохраните, то она может стать вашим талисманом или вашей опорой в трудную минуту.
Итак, у вас у каждого есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем. На все у вас есть 10 минут.
Готово? Отлично! Теперь второй этап нашего упражнения. Так как наша яблоня волшебная и обязательно должна приносить пользу, то мы должны наделить каждое яблоко положительной силой. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько яблок у вас на каждом уровне и постарайтесь сделать следующее. Итак, начиная снизу:
1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.
2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?
3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.
4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.
5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.
Давайте теперь расскажем про свои яблоньки. Кто хочет начать?.
Во время рассказов участники могут задавать друг другу вопросы, что-то уточнять.
После выступлений можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что чувствовали во время выполнения упражнения, какие выводы для себя сделали.
В заключение:
Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.
Если вам вдруг покажется, что имя у вас «дурацкое», и вы однотипный, то взгляните на дерево и поназывайте себя по всякому – вы разный, интересный с красивым многогранным именем.
Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево, и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.
Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.
Когда вам станет скучно, и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.
Стать более уверенным, вам поможет воспоминание о своих достижениях – раз вы смогли это, то сможете и еще больше.
Можно попросить участников разместить свои деревца на доске - посмотреть, кто как себя позиционирует.
III. Рефлексия:
Участникам предлагается взять листки цветной бумаги. Каждый из присутствующих показывает свой цвет и говорит, что бы он пожелал всем окружающим, связанное с данным цветом.
Например: Я желаю вам синее море удовольствия. Я желаю вам поменьше чёрных мыслей и т. д.