Елена Голубниченко
Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие для старших школьников «Семейные традиции»
Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
• раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
Публикация «Открытое занятие для учащихся старших классов „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Открытые занятия. Конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• формировать навыки ответственного поведения в семье;
• развивать интерес к семейным традициям, праздникам;
• развивать творческие способности.
• воспитывать чувство любви к своей семье, уважения к родителям;
Оборудование:
• медиа-оборудование;
• презентация «Семейные традиции»;
• фонограмма песни «Родительский дом»;
• фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов);
• альбомные листы, карандаши, фломастеры,
Основные термины, понятия: семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.
Ход занятия.
Педагог: Однажды я услышала такое выражение : если у вас нет традиций – у вас нет семьи. Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях.
Почти все семьи гордятся теми или иными традициями, по крайней мере, теми, которые заставляют всех домочадцев собраться всем вместе. Это деятельность, которой семья занимается сейчас, занималась в прошлом, и будет продолжать делать в будущем, которую все члены семьи ценят и уважают. Каждую универсальную традицию, будь то новогоднее застолье или день рождения ребенка каждая семья празднует немного по-своему. Эти небольшие (а, может, и большие) различия и есть семейные традиции. Они являются своеобразным клеем, который держит всю семью вместе. Дети и взрослые любят и дорожат семейными традициями и стараются передавать их из поколения в поколение. Итак, какое же определение мы можем дать понятию «Традиция»?
Традиции - обычаи, привычки, передаются и соблюдаются из поколения в поколение несмотря ни на что.
Наше занятие мы проведём в форме устного журнала «Семейные традиции». За предоставление материала, статьи в наш журнал каждая группа получит гонорар.
Вам будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями, поучимся на практике планировать бюджет семьи, ее досуг, отдых.
А работать вы будете как одна большая дружная семья.
1 страница. Генеалогическое дерево. Не гоже быть Иванами, не помнящими своего родства-гласит народное изречение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Каждый современный человек, будь он ребенок или взрослый, должен знать своих предков. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. Без памяти человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что первая страница нашего журнала будет называться «Генеалогическое дерево». Оно обозначает родство, связь разных поколений.
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы… (Г. Дядина)
Для примера хочу обратить ваше внимание на генеалогическое дерево А. С. Пушкина. Он происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Радше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом. Дед по отцу Лев Александрович — артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец — Сергей Львович Пушкин, светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна, внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович, был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга и сын Лев. Конечно, историю этого дерева семьи можно продолжать еще очень долго, но даже эта небольшая информация настоящий самородок для предков.
Задание: Составить генеалогическое дерево своих предков.
Педагог: И вот вы попытались составить свои родословные. Конечно, у вас в них не тысячи исторических имен, как в родословной А. С. Пушкина, но создать такую родословную одному не под силу. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать (ответы детей)
Советы и выводы.
Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Педагог: - Молодцы! Вот ваш гонорар.
2 страница «Функции семьи»
Свою любовь к близким и родным людям нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. Так уж повелось, что у каждого члена дружной и счастливой семьи есть свои обязанности. А если быть наблюдательными и проследить обязанности поколений, то большая вероятность того, что то, что делала бабушка, будет выполнять и мама. А потом дочка, внучка и т. д. Поэтому, такое распределение обязанностей между членами семьи можно тоже назвать традицией. Сейчас вам предстоит вспомнить, или выразить свое мнение по поводу распределения обязанностей между членами семьи. (работа в парах)
1. Уборка квартиры.
2. Проверка домашнего задания у ребёнка.
3. Мытьё посуды.
4. Обсуждение с членами семьи событий дня.
5. Приготовление обеда.
6. Игры с ребёнком.
7. Сочувствие тому, у кого неприятности.
8. Чтение книги (сыну, дочери).
9. Доставка продуктов.
10. Разговор с членами семьи о взаимоотношениях со сверстниками.
11. Уход за цветами.
12. Благодарность членам семьи за помощь.
13. Просмотр и обсуждение телефильма.
14. Уход за домашними животными.
15. Похвала за хорошо выполненное дело.
3 страница Занимательная «Планирование бюджета»
А сейчас я вам предлагаю для занимательной страницы журнала составить статью о разумном планировании бюджета семьи на неделю. В вашем распоряжении будет сумма денег в две тысячи рублей. Подумайте, что необходимо вашей семье: перечень продуктов, промтоваров, и т. д. Если у вас останется сумма денег, что вы приобретете.
4 страница «Семейный альбом»
Педагог: Ребята, а эта страница представляет собой фотовыставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)
Фотопортретирование прошло долгий путь до своего совершенствования, но появилось почти сразу, хотя людям приходилось нелегко: они падали в обмороки, получали тепловые удары, т. к. приходилось сидеть по 20 минут на ярком солнце неподвижно. Люди часто получались с закрытыми глазами.
Длинные выдержки заставляли моделей подолгу сидеть неподвижно. Поэтому для облегчения использовались держатели для головы.
С 1829 года, французский художник и конструктор Дагер сделал фотографию действующей, популярной. Отсюда появились дагерротипы. На них часто можно увидеть человека, опирающегося на столик и поддерживающего голову. Это так же было связано с длительными выдержками. Со временем техника выполнения фотографии совершенствовалась. А с фотографией появилась традиция составлять и хранитьсемейные альбомы и прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Семейный альбом -это летопись семейных традиций и хранилище памяти. Когда-то фотография была чудом, фотосъемка всей семьи праздником. Сейчас люди все чаще стали вспоминать о своих корнях, интересуются жизнью предков, своей родословной. Ведь история страны складывается из истории семей и каждая из них неповторима. Вот фотография, возраст которой исчисляется двумя веками. Вглядитесь в эти лица: сколько благородства, достоинства. Каждый такой снимок несет с собой массу информации. Какой? (во что одевались, какие прически носили, в какие игрушки играли дети). Видно, что семья была интеллигентной, богатой. Почему? (не всякий мог позволить себе такое дорогое удовольствие). В наше время фотоальбом есть в каждой семье.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.
Задание: Рассказ о фотографиях. Сейчас мы проверим насколько вы внимательны. Я предлагаю рассмотреть фотографию и как можно больше информации рассказать о ней.
5 страница «Семейные праздники»
Педагог: Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Не все знают когда и почему возникли праздники. А оказывается это произошло давным-давно. Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам, стихиям (ветру, рекам, океанам, к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники.
Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни,свадьбы.
Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, своих близких, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда! В разных семьях есть свои особенности празднования праздников. А это и есть традиции. Давайте вспомним некоторые праздники, какие могут быть связаны с ними традиции?
День рождения.
Традиции:
1. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий.
2. Придумыватьсценарий праздника с конкурсами и викторинами. Делатьсюрпризы.
3. Оформление интерьера дома к празднику (воздушными шарами, фотографиями именинника, во все люстры по секрету от детворы можно ввинтить цветные лампочки, и, конечно, - праздничный торт со свечкой).
Новый год.
Традиции:
1. Накануне праздника украшение елки всей семьей.
2. Письмо Деду Морозу.
3. За подарок-стихотворение. Тот, кому дарят подарок, должен встать на стульчик и рассказать стихотворение, даже взрослые.
4. Под бой курантов загадывать желание.
Пасха.
1. Собираться дома у бабушки (прабабушки).
2. Красить яйца, печь куличи.
3. Смотреть на «играющее солнце».
Те, кто сподобились видеть это необычное явление, рассказывают, что восходящее солнце в буквальном смысле мечет лучи, как бы выпрыгивает из своих пределов, выплескивается, как огненная лава, и словно танцует.
Солнечный диск на какой-то момент остается один, без лучей, вокруг него возникает золотой ободок, поворачивающийся, как маятник, то вправо, то влево. Солнце на глазах изменяет свой вид: из круглого превращается в треугольник, через мгновение принимает форму яйца, иногда квадрата. Некоторые очевидцы утверждают, что солнце при этом движется в форме креста: вверх-вниз, вправо-влево. Цвет солнечного диска тоже меняется, переливаясь от багрово-красного в светло-розовый, затем в оранжевый.
Задание:
Я предлагаю рассказать о своей находке, своей изюминке – семейном празднике. Что еще бы вы добавили к перечисленным традициям? Допишите.
Из выделенных букв на карточках- заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках (работа в парах).
Каждая группа получает своё задание. (Приложение)
-Зачитайте.
Ответы:подарки, сюрпризы, игры, фотографии, открытки, стенгазета, семейный обед, Новогодняя ёлка.
6 страница. «Традиционное блюдо»
Одной из распространённых русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким - либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи и каша, репа, дичь, рыба. Из ягод - клюква, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, меняется - меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах.
Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями). Существует старинный обычай встречать дорогих гостей караваем.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Ведь не зря хлеба растили,
Собирали урожай. Вы примите, дорогие,
Свежий вкусный каравай.
С караваем соль подносим.
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
(Девочка в национальном русском костюме всех угощает караваем).
Задание: Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье?
Традиционным блюдом в нашей семье является….
Карточки с перечнем продуктов, промтоваров (приготовить блюдо)
7 страница «Традиции моей семьи»
Кроме праздничных традиций в нашей семье принято:
• желать спокойной ночи и доброго утра;
• уважать и чтить старших;
• не обижать друг друга;
• вечером за ужином подводить итоги дня;
• собираться вместе, чтобы оказать помощь тому, кому она необходима;
• каждое воскресенье печь блины;
… и многое другое…
Задание: Чтобы разнообразить жизнь и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных семейных традиций.
Есть ли вашей семье традиции? Какие?
Педагог: Итак, мы вспомнили на занятии разные семейные традиции. За выполнение заданий вы получили гонорары. Сейчас я вам предлагаю объединить все ваши гонорары, разгадать их тайну, смысл. (семья). Вы разгадали магическое слово. А ведь вы здесь живете тоже большой семьей.
Итог. Я приглашаю вас к камину, рассаживайтесь поудобнее. Для создания более теплой домашней атмосферы давайте зажжем наш камин. Какие слова вам приходят в голову, когда мы говорим «домашний очаг»?
Вывод: Как приятно вечером сесть возле камина, где потрескивают дрова, а огонь в камине, согревая душу, навеивает приятные воспоминания.
Ведь наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает все. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой коллектив как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. А еще очень важно, чтобы вы понимали друг друга, старались быть отзывчивыми и проявляли заботу друг о друге. Чтобы не получилось как у героини стихотворения А. Барто:
Мне не хватает теплоты,
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла!—
И тащит одеяло.
А. Барто
Поскольку мы сегодня говорим о традициях, я хочу вам предложить завести традицию в вашей группе, пусть она называется «Подари добро». Может для кого-то это покажется очень сложно, но получив это добро от другого вы сможете оценить насколько это замечательно. Вы спросите, а что же дарить? Это может быть: доброе слово, комплимент, знаки внимание, сочувствие, подарок, сделанный своими руками. Но делать это нужно от всего сердца. А начнем мы эту традицию прямо сейчас. Я приготовила для вас небольшие подарки. Мы их сейчас подарим друг другу с добрым словом. Я дарю тебе этот подарок и хочу, чтобы ты знала, что ты очень милая девочка и с тобой приятно поддерживать общение. И т. д.
Надеюсь, этот сюрпризный момент запомнится для вас надолго и войдет прочной традицией в вашу коллективную жизнь.