тюмавина наталья
План-конспект открытого занятия в рамках Единого дня исторических знаний «Югре — 900»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект открытого занятия в рамках Единого дня исторических знаний «Югре-900»
Цель - развитие гражданского общества путем формирования общероссийской и региональной идентичности жителей автономного округа на основе сведений о древней истории родного края, а также современных социально-экономических достижений и перспектив устойчивого развития Югры, патриотического воспитания подрастающего поколения, популяризация исторического наследия.
Публикация «План-конспект открытого занятия в рамках Единого дня исторических знаний „Югре — 900“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Задачи - привлечение интереса к историческому и культурному наследию многонационального народа автономного округа; формирование образованного, интеллектуально и творчески развитого подрастающего поколения; воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее Югры.
Оборудование: выставка детских рисунков, символика округа, материалы исторического, краеведческого, экологического характера (фотографии, информация из газет, рисунки).
Ход занятия
1. Введение в тему: (краткая историческая справка)
Педагог: В 2018 году исполняется 900 лет первому подтвержденному упоминанию Югры в русских исторических летописях Первое датированное упоминание Югры в русском летописании относится к Повести временных лет и связано с сообщением новгородского боярина Гюряты Роговича о походе своего дружинника (отрока) в Печору к людям, которые дают дань Новгороду. Оттуда отрок пошел «в землю Югорскую. Югра же — это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах». Запись с упоминанием Югры была сделана в 1118 году в одной из ранних редакций Повести временных лет. После первого упоминания Югра регулярно появляется на страницах русского летописания, чтобы в дальнейшем стать частью государства Российского. Исходя из этого первое упоминание Югры в Повести временных лет можно принять в качестве точки отсчета неразрывности истории Югры и России, становления российской государственности по пути многонациональной евразийской державы.
2. Показ слайдов «Югорская земля»
Педагог: Ханты-мансийский автономный округ - это огромная территория. Его площадь составляет 534 тысячи 800 кв. км. На его просторах могло бы расположиться любое государство Европы, кроме Франции. С севера на юг округ протянулся на 900 км, с запада на восток - на 1400 км.
Округ имеет собственную территорию, Устав, герб, флаг, собственные органы законодательной, государственной власти и местного самоуправления. Столица округа - Ханты- Мансийск.
Округ образован 10 декабря 1930 года, и назывался Остяко-Вогульский национальный округ. Земля, на которой расположен наш округ, является исторической родиной обско - югорских народностей: ханты, манси, ненцы и селькупы. Сегодня на территории округа их проживает чуть больше 20 тысяч.
Ханты – Мансийский автономный округ - это удивительный край лесов, озёр и болот. На пути к Северному Ледовитому океану его пересекают две великие реки Сибири – Обь и Иртыш. По берегам рек и озёр тянутся к небу густые хвойные леса – зелёные лёгкие Земли. За короткое лето в лесах поспевают кедровые орехи и ягоды: брусника, черника, клюква. Животный мир богат и разнообразен.
На западе высятся горные вершины Северного и Приполярного Урала.
В его недрах геологи обнаружили множество полезных ископаемых: золото, серебро, алюминий, вольфрам, железо, медь, молибден, платина, титан, хром, а также горный хрусталь, мрамор, самоцветы. В предгорьях открыты залежи бурого угля. А на равнинах – нефть, природный газ и торф.
Этот край таит еще много тайн, только надо суметь их увидеть. Мы отправляемся в путешествие по Югорской Земле. Постарайтесь прислушаться к голосу истории. Разглядеть необычное в привычном и повседневном, тогда каждый станет настоящим знатоком края.
3. Викторина «По родному краю» (участники отвечают на вопросы стараясь набрать больше жетонов за правильные ответы, победитель получает приз)
- Конкурс: «По краю озера и болот»
1. В переводе с языка коми названия этой самой большой реки края означает «тетя по отцу», или «голубой снег», а с иранского языка переводится «большая вода», наша великанша длиннее Волги, а по площади водосбора превышает все реки России. Это еще и река труженица. Назовите ее? (Обь)
2. В бассейне, какой реки находятся озеро Щучье? (В бассейне реки Аган).
3. Где искать Зайцеву речку? (Этот поселок находится в Нижневартовском районе).
4. На слиянии каких 2-х рек расположен Ханты-Мансийск? (Иртыш и Обь).
- Конкурс: «Познаем тайны урмана».
1. Как называется бугорок на сыром лугу? (кочка).
2. Кедр называют долгожитель. Сколько лет живет кедр? (до 400-570лет)
3. В каком лесу не живут комары? (в хвойном.)
4. Каким способностями обладают хвойные деревья? (хвоя деревьев перед дождем опускается в низ.)
- Конкурс: «В царстве подводного мира»
В реках водятся 42 вида рыб, среди них 8 видов ценных пород.
1. Какие ценные породы рыб обитают в наших водоемах? (муксун, нельма, осетр, стерлядь, пелядь-сырок).
2. Быстрая, глазастая, хищная, зубастая. Кто же эта злюка? (щука).
3. По чему можно определить возраст рыбы? (по чешуе)
4. Название сородича осетра? (стерлядь).
Физ. минутка. (имитируют движения)
Травы копытами касаясь,ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось)
Он большой и косолапый,мед он ест из ульев лапой.
Он веселый шалунишка,ну конечно это (мишка).
Собирает запасы на зиму и грибы и шишки разные
Ищет рыжая умелочка. (белочка)
По ночам во двор выходит,страх на всех она наводит.
Щурит желтые глаза мирных жителей гроза.
С виду ласкова, как киска,а по праву экстремистка (рысь).
- Конкурс: «Животный мир»
1. Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь, страшен в жизни этот зверь (Рысь).
2. Типичный представитель и обитатель таежной зоны Западной Сибири. Есть дикий и домашний. А еще встречается и пятнистый. (Олени)
3. Живет на болте, около водоемов, родственница лягушек (Жаба).
4. Кто на себе свой дом носит? (Улитка).
5. Зверек живет в норке, которую строит под упавшими стволами или пнями. Летом и осенью делает запасы кедровых орехов (Бурундук).
- Конкурс: «Птицы наши друзья»
Только в нашем районе обитает 153 вида птиц, обитание 6 видов птиц было открыто совсем недавно. На протяжении года их количество сильно меняется. Зимой остается около двух десятков видов. Это - буроголовая сероголовая гаички, тетерев, рябчик, кедровка, поползень, глухарь, дятел.
1. Эта птица имеет длинную шею, белоснежные перья. Величаво, медленно плавает по воде (лебедь).
2. Клюв крючком, глаза пяточком, сама ушастая (сова).
3. Эта птица никогда не строит себе гнездо, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает (кукушка).
4. У меня - ходули, не страшны болота, лягушат найду ли я - вот моя забота (цапля).
-Конкурс: «Города и поселки Югры»
1. Какой город является столицей нашего округа (Ханты-Мансийск)
2. Какие города есть на территории нашего округа (Сургут, Нижневартовск, Радужный, Мегион и т. д.)
3. Какие поселения есть на территории Нижневартовского района (Излучинск, Новоаганск, Ваховск, Корлики, Аган, Варьеган и т. д.)
4. Какой город называют нефтяной столицей сибири (Нижневартовск)
-Подведение итогов. Награждение активных участников викторины.
4. Итог занятия
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по удивительному, красивому, щедрому краю –Югре. Это удивительный край воспет в произведениях многих поэтов и писателей. Давайте и мы с вами в заключение нашего занятия прочтем стихи о Югре.
Дети: (читают стихотворение построчно)
Ханты-Мансийская земля!
Ты край озёр, болот и рек,
Осваивать твои просторы
Сюда приехал человек!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей стране теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!
Здесь нефть и газ открыли люди,
Дороги строят, города!
Тебя мы любим, край Югорский,
Ты в нашем сердце навсегда!