Валентина Куимова
План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель начальных классов
Куимова Валентина Сергеевна
Тема урока : «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных слов» УМК Эльконина-Давыдова
Цель: усвоение учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова
Задачи:
Совершенствовать следующие умения и навыки:
• на слух выделять ОСП в словах;
• подбирать однокоренные слова и выделять корень в слове;
• подбирать родственные слова, в корне которых звук находится в сильной позиции;
• обозначать буквой звук в слабой позиции
Публикация «План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д, Б, Эльконина-В, В, Давыдова» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• формировать умение работать в группе, в парах;
• осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
• обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
Предполагаемые результаты:
Выделять в словах ОСП.
Подбирать проверочное слово путем изменения слова или с помощью родственного слова.
Выделять корень в словах.
Обозначать звук буквой.
Ход урока.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Создание учебной мотивации Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Пусть этот день продолжает нести радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и радостным! Чтобы у вас вырос не только ум, но и душа… Дети становятся в круг, берутся за руки и настраиваются на урок Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
2. Создание проблемной ситуации Цель: - показать необходимость проверки ОСП
Я хочу вам рассказать историю, которая однажды произошла с вашими сверстниками.
Вчера я стала свидетелем разговора двух товарищей:
«Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книге друга.
Вот и просит он товарища:
-Дай мне книгу домой, я спишу стихотворение.
Петя говорит:
-Хорошо, только ты спеши!
А Федя с удивлением:
-Хорошо, хорошо, спишу…
А тот опять:
-Да нет, ты спеши!
А Федя ему:
-Вот чудак! Ведь я для того же и беру, чтобы списать, чего же ты меня об этом просишь?»
Почему так получилось? Почему мальчики не поняли друг друга?
Давайте запишем эти слова в транскрипцию. Что у нас получилось?
Давайте попробуем проверить ОСП известным путем
Детей надо подвести к проверке ОСП с помощью родственных слов
Дети внимательно слушают рассказ учителя
Дети не поняли друг друга из-за того, что не знали ОСП и из-за этого не поняли лексического значения слов.
|спиши | и |спиши |
Мы знаем проверку ОСП путем изменения слова.
Сиши-спишу-спишем. Сработал наш способ.
Пробуем другое слово. Таким путем проверим нельзя. Мы знаем, что ОСП проверяется только одним способом- по сильной позиции. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Постановка и формулирование проблемы.
Умение различать сильные и слабые позиции в слове.
Владение способом выделения корня в слове, умение изменять слово
Умение различать изменение одного и того же слова.
Умение проверять орфограммы слабых позиций путем изменения слова
3. Определение темы и цели урока Попробуйте сформулировать тему урока и цель урока
Мы должны с вами ответить на вопросы
Что, где, чем и как надо проверять? Проверка ОСП путем подбора родственных слов.
Усвоить каждую операцию при проверке ОСП в корне слова Самостоятельное формулирование познавательной цели. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
4. Конкретизация способов проверки ОСП На предыдущем уроке мы с вами составили алгоритм проверки ОСП
Давайте вспомним первый шаг
Посмотрите на доску. На доске схемы звуков слабой позиции согласных и гласных. Как вы думаете, что я вам приготовила?
Работать будем в парах. Одна пара записывает слова на доске
Сравните свои записи с работой на доске. Оцените работу ребят. Есть ли вопросы по записанным словам
Итак, вы уже легко находите Осп в словах.
Вернемся к алгоритму.
Второй шаг алгоритма
Что необходимо сделать, чтобы правильно выделить корень в слове?
А что такое однокоренные слова?
Работаем в группах. Напомните правила работы в группах.
Каждая группа получает задание по подбору родственных слов
-соль-,-вода-,-лес-.
Обратимся к алгоритму. Идем дальше.
Какой предпоследний и последний шаг при проверке ОСП в корне слов.
Сейчас мы с вами отправимся в лес гласных слабой позиции и попробуем применить свои знания.
Каким способом проверяли ОСП?
Найти в слове слабую позицию
Это схема согласного и гласного звуков в слабой позиции. Мы. сейчас будем записывать слова со слабыми позициями
Гл…за, сне, к…рмить, л…са, дым, б…жать…рбу,гр…за, ду,стол,кру…
Не записали слово «дым», в нем нет ОСП, «арбуз» записали 2 раза
Выделить в слове корень.
Нужно подобрать однокоренные слова
Однокоренные слова-это слова, имеющие сходное лексическое значение и общую часть-корень.
Нужно работать вместе, считаться с мнением товарища, не мешать работе других групп.
Эксперт (ученик) оценивает работу групп.
Подобрать слово или изменение, чтобы звук находился в сильной позиции. Затем обозначить звук буквой.
Дети вставляют ОСП с применением проверки слов путем изменения и подбором родственного слова.
К…рмить, Х…л…да, пр…мая, в…с…лит, с…рить, сн…говик, б…жать.
По сильной позиции, с помощью изменения и родственных слов Владеть навыками работы в паре. Аргументировать свое мнение.
Уметь видеть орфограмму слабой позиции в слове.
Планирование учебного сотрудничества совместно с учителем и сверстниками.
Знать, что такое однокоренные слова.
Уметь выделить в слове корень.
Уметь подбирать родственные слова, знать, что такое родственные слова, умение работать в группе. Умение считаться с мнением товарища. Уметь выражать свои мысли.
Знать, что такое слова с омонимичными корнями. Знать, чем отличаются родственные слова от изменения одного и того же слова.
5. Динамическая пауза А теперь немного отдохнем. Дети сами проводят динамическую паузу. На болоте две подружки, две зеленые лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзья физкультпривет!
6. Практическая реализация способов проверки ОСП в корне слова Давайте завершим работу над словами, в которых нужно вписать недостающие буквы Дети выходят к доске к тем словам, которые были написаны с ОСП вначале урока и, выделяя корень в каждом слове и проверяя ОСП по сильной позиции вписывают буквы. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознания качества и уровня усвоенного.
Уметь обозначить звук буквой
7. Закрепление Посмотрите на экран. Что здесь записано?
Правильно загадки.
Давайте их отгадаем
В…сной в…с…лит, летом, х…л…дит, ос…нью питает, з…мой согр…вает.
Мать т…лста, дочь кр…сна, сын под н…беса уходит.
Дети записывают загадки в тетрадь с проверочными словами. Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со взрослым и сверстниками. Поиск и выделение необходимой информации из текста. Умение работать с текстом и иллюстрациями, оценка смысла всего текста.
8. Итог урока Вернемся к нашим вопросам, которые мы ставили себе в начале урока. Удалось ли нам найти на них ответ в ходе работы?
Что надо проверять?
Где надо проверять?
Чем надо проверять?
Как? Да. Мы справились.
Гласные А О И Е Я, а также согласные звуки, парные по глухости-звонкости.
В корне слов.
Сильной позицией.
Путем изменения слова или подбором родственного слова Подводить итог работы. Строить логическую цепь рассуждений. Делать выводы.
9. Рефлексия собственной деятельности Какие знания, умения, навыки потребовались, чтобы справиться с поставленной задачей?
С какими трудностями вам пришлось столкнуться в ходе урока?
Как будем решать эту проблему? Что такое корень, что такое родственные слова, как находить корень в словах, умения находить ОСП в словах, умения подбирать родственные слова.
Трудно было подбирать родственные слова.
Больше читать, пополнять свой словарный запас Знать, что такое корень, родственные слова, уметь находить в словах ОСП и обозначать звук в слабой позиции буквами.
10. Домашнее задание На дом я вам сегодня задаю текст, в котором вы должны найти ОСП и поработать с ними, а также этот текст надо озаглавить! Уметь обозначить звук слабой позиции буквой, уметь выделить основную мысль текста, уметь озаглавить текст.
11. Оценка своей работы Как ваше настроение? Довольны ли вы своей работой на уроке?
Давайте заполним оценочные листы! Контроль, самооценка и оценка собственной деятельности
№п/п Мои умения Моя оценка Оценка учителя
1. Умею находить в слове слабую позицию
2. Могу подобрать однокоренные слова и выделить корень в слове
3. Умею подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне слова
4. Умею подбирать изменения для проверки орфограмм в корне слова
Спасибо за урок!