МААМ-картинки

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России»

Коновалова Наталья Владимировна
Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : «Однокоренные слова»

Цели урока : совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Формируемые УУД: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать свою речь. Умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями

1. Орг. момент. (Приветствие, запись числа в тетрадях)

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Однокоренные слова“, УМК „Школа России“» размещена в разделах

2. Актуализация знаний. Минутка чистописания в тренажёрах.

Орфографическая минутка. На слайде слова с пропущенными проверяемыми безударными гласными в корне слова. Подберите к ним проверочные слова и запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. (четвёртый, семёрка, девятая) К какой части речи относятся эти слова? Что такое имя числительное?

3. Самоопределение к деятельности. Сегодня мы переходим к новой теме, а чтобы узнать к какой, послушайте сказку. Те, кто будут слушать внимательно, сразу смогут определить тему сегодняшнего урока.

Встретились однажды корень дерева и корень слова.

–Здравствуй,– говорит один, – я– корень, а ты кто?

– Я тоже корень! – отвечает другой.

– Почему-то мы с тобой не очень похожи…Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?

– А я – в словах, – ответил второй

– Не смеши! Ну, какой же корень может быть в словах! – усмехнулся первый.

– Ничего ему корень слова не ответил.

-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о корнях слов, об однокоренных словах). В каких значениях встретилось нам слово корень в этой сказке. Как называются слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение? Знаете ли вы ещё какое-то значение слова корень?

4. Работа по теме урока. Вернёмся к нашим именам числительным, пока мы слушали сказку, они позвали в гости своих родственников. Давайте проверим, не ошиблись ли пришедшие гости адресом, все ли слова являются родственными, имеют один и тот же корень?

На слайде: четвёртый, четыре, четверо, четверь. Семёрка, семь, семя, семеро. Девятая, девять, девятка, девочка.

Итак, ребята, все ли слова, пришедшие в гости, пришли по адресу, все ли они являются однокоренными? Какие лишние слова вы нашли? Почему они не являются однокоренными для остальных?

Проверим, правильно ли мы это доказали, открываем учебники на стр. 61 и находим правило о том, какие слова называются однокоренными. 1 ученик читает правило вслух. Прочтите правило несколько раз про себя. Кто попробует рассказать правило, не подсматривая в учебник? Молодцы!

Выполним упр. 107. (по заданию) Какие однокоренные слова встретились вам в предложении? Запишем эти слова, выделим в них корень.

Прочтите задание к упр. 108. Что нужно сделать? Выполните упражнение самостоятельно. Кто готов, рука на локоток. Какие однокоренные слова нашли? Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте и проверьте, правильно ли ваш сосед выполнил задание к этому упражнению. Чей сосед правильно выполнил задание? Молодцы.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока. Прочитайте стихотворение упр. 110 на стр. 62. Найдите в тексте однокоренные слова. Какой в них корень? Почему слова картошка и картошку не являются однокоренными? Слова картошка и картофель – однокоренные или синонимы? Какое из них чаще встречается в разговорной речи? Запишите словарное слово картофель в словарь. Ребята, вы знаете, у нас в классе есть ученик, который заинтересовался историей происхождения картофеля, и сейчас он расскажет нам, что ему удалось выяснить. Пожалуйста, историческая справка.

Прочитайте задание к упр. 109 на с. 62. Выполним это упражнение. 1 ученик у доски (запишем первые три группы слов)

Ребята, пожалуйста, послушайте внимательно сказку, чтобы ответить на мои вопросы и помочь одному из её героев.

Чужак.

Собрались у воды родственники. Подводник с Водичкой беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями заиграла. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая вода на крыльцо. Глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти искать свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?.

-Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

-Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень Вод)

Давайте поможем слову водитель найти своих родственников. Запишем родственные слова.

1 человек у доски. Водитель, водит, заводит. Выделим корень.

7. ДЗ. с. 62№110, с. 61 – правило, словарные слова.

8. Подведение итогов урока. О чем говорили на сегодняшнем уроке? Какие слова называются однокоренными? Какие 2 условия должны быть соблюдены, чтобы слова были однокоренными? Являются ли синонимы однокоренными словами? Почему, ведь они же имеют близкое значение? Являются ли однокоренными словами омонимы?

***Дополнительный материал о картофеле (Историческая справка)

История картофеля насчитывает не одно тысячелетие. Его родиной является Латинская Америка. Благодаря питательным свойствам и простоте приготовления, картофель был очень популярным продуктом питания индейцев.

Кто первым привёз картофель в Европу доподлинно неизвестно. Важно отметить, что Европейцы с большим недоверием отнеслись к появлению в 16 веке этого ценного продукта. Например, во Франции, где картофель называли земляным яблоком, сначала его использовали исключительно как декоративное растение. Цветки картофеля использовались даже для украшения женских причёсок!

В Россию первую партию картофеля прислал ПётрI. Но не сразу картофель прижился в нашей стране. Крестьяне, привыкшие выращивать репу, не хотели допускать на свои столы иноземный продукт. Только в конце 19 века картофель занял почётное место на русском столе.

Сейчас во всём мире из него готовят сотни различных блюд и недаром называют вторым хлебом человечества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Про кошек и собак» по УМК «Школа России» Окружающий мир. «Школа России» «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, 2 класс Тема: «Про кошек и собак» Составила: Шумилова Марина Николаевна учитель.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку «Сочетание жи-ши» в 1 классе по ФГОС (УМК «Школа России») Тема урока: Сочетание жи – ши. Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши Задачи: • Обучающие: вырабатывать навыки и умения в правописании.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

План-конспект урока математики в 1 классе «Знаки плюс и минус» по УМК «Школа России» Формулирование темы и деятельности на уроке. Цель: формулировка главных целей и темы урока, Физкультминутка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России»
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 09:43
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России»» (включая файлы) размещена пользователем Коновалова Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД