Мария Левицкая
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Юные исследователи космоса»
Возрастная категория: 6 лет
Интеграция образовательных областей: «социально- коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно- эстетическое развитие», «физическое развитие».
Публикация «План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи:
- расширить кругозор путем популяризации знаний о достижении в области космонавтики,
- расширять, уточнять и конкретизировать знания детей о космосе
в процессе экспериментальной деятельности
- дать элементарные представления о строении солнечной системы и планетах, - научить проводить эксперимент, соблюдая правила безопасности, - формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса, - развивать умение анализировать, делать выводы по результатам опытов,
- развивать речевую активность детей в процессе деятельности, обогащать словарный запас,
- пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,
-воспитывать чувство патриотизма любознательность, интерес к окружающему миру, умение участвовать в коллективном преобразовании, проявляя творческий потенциал.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы:Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”; рассматривание иллюстраций о космосе; отгадывание загадок; просмотр видео – фильмов: «Что такое космос»», «Солнечная система»; изготовление поделок совместно с родителями, выставка рисунков на тему «Космос»; разучивание физкультминутки «Космонавты», заучивание стихотворения И. Бутримовой «Юрий Гагарин», совместная работа детей, воспитателей и родителей над проектом «Нас зовут космические дали!».
Словарь: Солнечная система, спутник, планета, метеорит, кратер.
Методы и иприё мы: -практические: проведение опытов и экспериментов.
-наглядные: рассматривание иллюстраций с видами космического пространства, просмотр видеоролика.
-словесные: беседа, объяснение, вопросы, ответы детей, рассуждения.
Материалы и оборудование:Видеоролик «Полёт Ю. Гагарина в космос», поделки и рисунки родителей и детей на тему «Космос», резиновые шары-хоппы, глобус, фонарик, халаты для детей, костюм «астролога», мольберты, мука, поднос с высотой края 2-3см., ложки, линейка, кусок полиэтилена, иллюстрации с изображениями метеорита, леска, воздушные шары, трубочки для коктейлей, макет вулкана, пищевые красители, пищевая сода.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка «Космонавты», передвижение на хоппах,
Игровая Игра «Вопрос-ответ», проведение «научной» конферкнции.
Познавательно-исследовательская Участие в проведении опытов и экспериментов.
Коммуникативная Беседа о космосе, о профессии космонавт, вопросы, ответы, обсуждение, рассуждения,умозаключения.
Трудовая Уборка рабочего места после проведения исследований.
Художественно-эстетическая Чтение стихотворения.
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организацион-ный момент
Воспитатель:«Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»
С давних времен, людей манило неизвестное. В Древней Греции сложили легенду об отважном юноше Икаре который хотел долететь до солнца на крыльях из воска и погиб. Но не погибла мечта, о том чтобы подняться к солнцу. Пройдут годы, десятилетия века, но день 12 апреля люди будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня- человек начал освоение космоса. Первая космическая ракета в нашей стране была построена под руководством великого конструктора Сергея Павловича Королёва. (слайд 1портрет Королева) А самым первым в мире космонавтом стал наш советский лётчик Ю. А. Гагарин. (слайд 2 портрет). ДЕТИ-Слушают,проявляют интерес к теме, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети обладают установкой положительного отношения к теме, проявляют любознательность, знания по теме.
2. Просмотр видеоролика
«Полёт Ю. Гагарина в космос» Воспитатель: «Ребята предлагаю посмотретьзапуск космического корабля с первым человеком на борту Т Внимание на экран. Воспитатель читает стихотворение В, Степанова «Гагарин и апрель».В космической ракетеС названием «Восток»Он первым на планетеПодняться в космос смог.
Поют об этом песни, Весенняя капель; Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
(В. Степанов)
Имя первого космонавта Земли знаю люди во всём мире. В этом году Юрию Гагарину исполнилось бы 85Лет. О нём пишут книги, поют песни, рассказывают стихотворения. Предлагаю послушать одно из них, которое прочитает нам наш друг Кирилл.
Ребёнок читает стихотворение
«Первый космонавт» Т. Шорыгина
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле
Совершив вокруг земли веток.
А корабль назывался «Восток»
Его знает любой и каждый,
Был он юный, сильный отважный
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
Дети смотрят видеоролик, слушают стихотворение. Дети обладают установкой положительного отношения и проявляют интерес к полёту первого космонавта Земли.
3. Введение впознава-тельно-исследовательскую деятельность
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, любой человек может стать космонавтом? (ответы детей)-Какими качествами личности должен обладать космонавт? (Ответы детей)-Ребята, а кто из вас мечтает стать космонавтом? Тогда вам уже сейчас с детства, надо готовить себя к этой сложной, но очень интересной профессии. Что для этого надо делать? (заниматься спортом, учиться, стараться много узнать, изучать космос, заботиться о своём здоровье). Работая над проектом «Нас зовут космические дали!» мы уже много узнали о космосе, о космонавтах, о Солнечной системе, о планетах и даже о некоторых космических явлениях. Предлагаюпроверить свои знания в блиц-турнире. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Дети: «Чтобы космонавтом стать надо много - много знать!»
«Чтоб ракетой управлять, нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут, ведь полёт – нелёгкий труд!»
Сформирован познавательный интерес к профессии «космонавт», предстоящей деятельности, к игре «Вопрос-ответ»
4. Проведение блиц-турнира «Вопрос- ответ»
Воспитатель объясняет правила игры, задаё т вопросы:
1. Сколько планет в Солнечной системе? (8) 2 Какие планеты есть в нашей Солнечной системе (слайд 3 солнечная система)
3. Какая планета самая большая? (Юпитер)
4. У какой планеты есть кольца (Сатурн) 5. Кто летает в Космос? 6. Кто первый полетел в космос? (собаки) (слайд4 белка и стрелка)
7. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова (слайд5)
8. На чем летают в космос? (на космическом корабле)
9. Назовите название первой ракеты. (Восток (слайд6)10. Какое состояние испытывают космонавты в космосе? (невесомость).
11. Специальный костюм космонавта (скафандр (слайд7.)
12. Как называются каменные небесные тела, падающие на Землю из космического пространства?
(Метеориты).
Дети принимают правила игры, отвечают на вопросы.
Сформированы навыки диалогической речи, слуховое внимание, умение слушать и слышать окружающих. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
5. Переход в исследовательскую лабораторию «Знайка»
Воспитатель: «Хотите узнать о космосе ещё больше? Тогда приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию «Почемучка», где мы будем проводить опыты и сможем узнать много интересного и полезного. Попасть в лабораторию смогут сильные, ловкие и смелые. Это будет первое испытание для будущих космонавтов, потому что попасть в нашу лабораторию можно только на «прыгающих шарах». Во время передвижения будьте осторожны.
Итак занимаем места на «прыгающих шарах» с названием космических объектов. Начинаем обратный отсчёт! 5,4, 3, 2, 1, «Поехали!» (звучит песня «Знаете каким он парнем был», дети на хоппахпередвигаются в «лабораторию»)
Дети выбирают хоппы с названием космических тел, переходят в лабораторию. Освоены навыки группового взаимодействия, умение договариваться, предлагать помощь в случае необходимости.
6. Встреча с «Астрономом» в исследовательской лаборатории. В лаборатории детей встречает (воспитатель) «Астроном-исследователь» : -Здравствуйте, ребята! Я рад встрече с вами в нашей лаборатории «Почемучка». Знаю, что вы очень любознательные ребята и хотите много знать о космосе и космических явлениях, ведь многие из вас мечтают стать космонавтами, я не ошибаюсь? Но прежде чем проводить исследования, я должен убедиться, что вы хорошо знаете правила поведения в исследовательской лаборатории. (закрепляет с детьми правила) - Теперь осталось утвердить план проведения опытов и экспериментов. (на мольберте размещён план проведения опытов и цели). «Астроном» зачитывает план.
Дети отвечают на вопросы, называют правила поведения при проведении опытов и экспериментов, согласно схеме, одевают халаты и шапочки, «голосуют» - утверждают план проведения экспериментов.
Дети обладают установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, знают некоторые дорожные знаки.
7. Проведение опыта «Солнечная система»
«Астроном» объясняет содержание и проводит опыт: Представьте, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся.
Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
Дети помогают астроному, по его просьбе. Делают вывод: «Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся система распадётся и не будет действовать. Это вечное движение».
Сформировано представление о том, как и почему все планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца
8. проведение опыта «День и ночь» «Астроном» объясняет содержание и проводит опыт: Создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь.
-Ребята, как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта? (это утро либо вечер)
Дети помогают в проведении опыта. Приходят к выводу что: день и ночь на земле зависит от того, какой стороной Земля обращена к Солнцу. Сформировано представление о том, почему на Земле бывают день и ночь. Сформированы навыки диалогической речи.
9. Физкульт-минутка
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, космонавты на космической станции занимаются спортом? Предлагаю провести физкультминутку «Космонавты». Выполняют движения и произносят слова физкультминутки:
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево -вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише, тише походить – и сесть опять. Сформировано умение согласовывать движения со словами, развиты моторные способности кистей рук.
10. Проведение опыта «Метеорит-ные кратеры» Материалы. Мука, поднос с высотой края 2-3см. ; ложки, линейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображениями метеоритов, кратеров, пластилин.
Воспитатель: -Помимо планет и их спутников вокруг Солнца вращается много всевозможных космических обломков. Слышали ли вы что-то о метеоритах? Что это такое? Метеорит — это космический обломок. Размеры их разные — от мелких песчинок до увесистых булыжников. Метеориты могут приземляться на землю в целом виде, а также в виде града обломков. На месте падения остаются кратеры. Что это такое? Можем ли мы увидеть метеоритные кратеры?
сможем ли мы сделать модель метеоритного кратера? Начинаем!
Наполните лоток мукой. С высоты своего роста бросьте в него шарики пластилина разной величины. Осторожно извлеките шарики, чтобы увидеть получившийся кратер.
Почему ямки получаются разные: одни глубокие, другие- мелкие? (Чем выше встанешь и бросишь, тем глубже ямка). На что похожа поверхность с мукой?. Что же такое метеоритный кратер? (Это чашеобразное или воронкообразное углубление на месте падения метеорита). От чего зависит глубина ямки? Какие края у кратера? (Приподнятые)
Слушают информацию и задания воспитателя. Лепят из пластилина разной величины «метеориты», по команде «астронома» бросают их в лоток с мукой, осторожно ложкой достают «метеориты» из муки. Делают вывод. Отвечают на вопросы. Дети проявляют инициативу, способны к принятию собственных решений. Сформировано представление об образовании метеоритных кратеров.
11. Проведение опыта «Извержение вулкана» «Астроном» : - На Ио спутнике находится более 400 действующих вулканов, постоянно извергающих потоки лавы. Давайте посмотрим, как это происходит? Демонстрирует опыт «Извержение вулкана». Наблюдают за проведением опыта, соблюдая правила личной безопасности.
Сформировано представление о том, как происходит извержение лавы из «ожившего» вулкана. Вызвана эмоционально-положительная реакция детей.
12. Проведение опыта «Взлёт ракеты» «Астроном» : -Ребята, в завершении наших исследований, мы проведём эксперимент, который поможет представить нам запуск космической ракеты. Объясняет содержание опыта. Демонстрирует опыт «Взлёт ракеты». (4,5 м лески продеты через соломинку для коктейлей. На расстоянии 4 м друг от друга поставлены стулья, и привязана бечевка к спинкам стульев. К соломинке с помощью скотча прикреплен надутый воздушный шарик и подвинут отверстием к одному из стульев. Открываем отверстие у шарика. Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха из шарика). Слушают информацию «астронома», помогают в проведении эксперимента Сформировано представление о том, как происходит запуск космической ракеты. Вызван интерес к эсперементированию.
13. Рефлексия Воспитатель (астроном) : Ребята, вы сегодня все большие молодцы. А сейчас всех исследователей нашей лаборатории я приглашаю на научную конференцию, где предстоит сообщить о результатах проведенных испытаний и опытов.
Вопросы: - О чём вы узнали проведя опыт «Солнечная Система»? - О чём узнали из опытов «День-ночь» и «Времена года»? - Что мы теперь знаем о метеоритных кратерах? - В чём вы убедились проведя эксперимент «Взлёт ракеты»? - Ваше мнение о нашей работе в лаборатории? А вот соё участие в работе, оцените пожалуйста, с помощью цветных звёздочек. (предлагает детям цветные звёздочки).
Я думаю, что каждый человек любит смотреть на небо, на звёзды. Кто-то восхищается его красотой, кто-то о чём то мечтает, а кто то хочет разгадать загадки, которые хранит в себе космос. Пройдёт время и может быть кто-то из вас, ребята, станет разгадывать эти загадки, свяжет свою жизнь с космосом. Мы на это очень надеемся. А пока скажем звё здам: (дети читают стихотворение)
(под марш «юных космонавтов» дети выходят из лаборатории) Дети садятся на стульчики, с помощью вопросов воспитателя, подводят итоги опытов, самостоятельно делают выводы. Оценивают своё участие в деятельности с помощью цветных звёздочек. Объясняют свой выбор.
Читают стихотворение
И. Михайлова.
«Вы ждите нас звёзды».
Вы ждите нас звёзды, когда подрастём, мы к вам прилетим и расскажем о том. О том как прекрасна планета Земля, какие на ней поля и леса. Ещё мы о детстве расскажем своём о Родине нашей в которой живём.
Так ждите нас звёзды, когда подрастём расскажем мы вам обо всём, обо всём!»
Сформирована способность оценить свои действия в НОД, сформулировать выводы о проделанной деятельности по теме.
Литература:
1. Востроухина Т. Н., КондырскаяЛ. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-еизд. испр. и доп. –М. :ТЦ Сфера, 2016- 192.
2. Панникова Е. А. Инкина В. В. «Беседы о космосе». Методическое пособие. -М. : ТЦ. Сфера, 2015- 96
3. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста; Методическое пособие. - СПб. ; ДЕСТВО-ПРЕСС,2014.-128с
4. Перспективное комплексно-тематическое планирование работы по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (до утверждения новой общеобразовательной программы, соответствующей ФГОС ДО).
Электронный ресурс.
1.https://yandex.ru/video/search?text=полет%20гагарина%20в%20космос&path=wizard&noreask=1&filmId=16579583949987267767
2. https://cosmosplanet.ru/
3. https://megapesni.me/
4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/13/kartoteka-opytov-i-eksperimentov-po-teme-kosmos
5.https://yandex.ru/images/search?text=опыты%20и%20эксперименты%20для%20детей%20о%20космосе&stype=image&lr=51&source=wiz
6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/master-klass-po-eksperimentalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov