Сумбуль Минибаева
План-конспект занятия по познавательному развитию «Башкортостан — мой край родной» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН - КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ во второй младшей группе НА ТЕМУ :
«Башкортостан – мой край родной».
Образовательные: Расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае, как о том месте, где родился и живет, и закреплять умение ценить культуру башкирского народа; Закреплять знания о флаге, гербе Республики Башкортостан, продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми. Продолжать з
Публикация «План-конспект занятия по познавательному развитию „Башкортостан — мой край родной“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
накомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, с народными традициями.
Развивающие : Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; Развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к Родине, к традициям башкирского народа.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах, чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок, прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;
Материалы и оборудование. Карта, герб, флаг Башкортостана, фонограммы мелодий Гимна РБ, курая, аудиозапись песни «Салават батыр», иллюстрации на тему «Башкортостан»,
курай, цветная бумага, клей.
Взаимодействие с родителями. Рассматривание герба и географической карты РБ, заучивание, рассматривание символов РФ и РБ; просмотр альбома достопримечательностей г. Уфы.
ХОД.
Воспитатель. Здравствуйте дети. Совсем скоро наша Республика будет отмечать свой праздник. Сегодня я хочу вам рассказать много интересного про нашу Республику. Кто скажет, как называется наша Республика? Какой город самый главный? Какой знаменитый памятник есть в Уфе? Кто может рассказать о Салавате Юлаеве? (высказывания детей) .
Воспитатель. Обратите внимание, вот на этой статуэтке, скульптурной фигурке, изображен знаменитый Салават Батыр. Это – маленькая копия большого памятника. Вы живете в Уфе, наверное видели настоящий, большой памятник. Посмотрите на картину, вот он какой. (показ картины – памятник Салавата Юлаева). А теперь давайте послушаем песню «Салават батыр» в исполнении детей из ансамбля «Сулпан».
Слушание В Аудиозаписи Песни «Салават Батыр» А. Зиннуровой в исполнении Детского Образцового Вокального Ансамбля «Сулпан».
Воспитатель. Каждый человек на свете имеет свое имя, фамилию, поэтому не спутаешь одного человека с другим. Как и люди, и деревни, и города, и республики, и страны имеют свои названия. Их тоже невозможно перепутать. А чтобы еще больше отличались они друг от друга, для них придумали отличительные знаки или символы – флаги, гербы. А еще у них есть собственная музыка, которая восхваляет силу и богатство этой страны. Она бывает очень торжественная, и слушают такую музыку стоя, гордо подняв голову и гордясь своей родиной. Называется такая музыка гимном. Давайте сейчас послушаем гимн нашей республики Башкортостан.
СЛУШАНИЕ ГИМНА БАШКОРТОСТАНА.
Воспитатель. А теперь обратим внимание на картину и познакомимся поближе с башкирским флагом.
КАРТИНА- ФЛАГ БАШКОРТОСТАНА.
Воспитатель. Башкирский флаг – это прямое полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных полос зеленого, белого, синего цветов.
Что означает каждый цвет? Зеленый – свобода, вечность жизни. Белый – миролюбие, готовность к сотрудничеству. Синий – цвет неба, ясность, чистоту помыслов народов республики.
В центре – цветок курая – символ дружбы. Семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют единство всех племен и народов Башкортостана.
Воспитатель. Стихотворение о флаге нам расскажет Шафикова Камилла.
ФЛАГ.
Расскажу тебе в стихах
Про родной башкирский флаг.
Ты внимательно смотри,
Есть на флаге цвета три!
Низ – зеленая трава,
Сверху – неба синева.
Середина – белый цвет.
Чище цвета в мире нет!
Воспитатель. Познакомимся с еще одним символом нашей республики – с гербом. Смотрим на картину.
КАРТИНА – ГЕРБ БАШКОРТОСТАНА
Воспитатель. А герб республики вы увидите на печатях, бланках деловых бумаг. Он представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей в круге с национальным орнаментом. Ниже также изображено соцветие курая и лента, окрашенная в цвета государственного флага.
Воспитатель. Про герб стихотворение нам расскажет Симакович Гордей.
ГЕРБ.
Герб Башкортостана у нас на стене :
Салават Юлаев на лихом коне.
Храброго героя солнце освещает.
И герой народный к миру призывает.
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам поиграть. Становитесь в круг. Физкультминутка по стихотворению А. Игебаева «Сама сшила».
Кукле маленькой моей
Справила обнову я:
Платьице я сшила ей
Новое, лиловое.
Приметала рукава я,
Воротник приладила…
Может час, а может, два
Это платье гладила.
Кукла платьице надела,
Долго в зеркальце глядела.
Ей обновка нравится:
В ней она красавица.
Ладонью показать на уровне колена;
- Руки внизу в стороны, ладони раскрыты;
- «Пружинки» вправо, влево;
- Пальцами показать иголочку, движения у плеч правой руки, затем – у левой;
- Двумя руками круговые движения у шеи;
Правой рукой показать один палец вверх, левой показать два пальца;
- Движение «утюжок»;
- Руками движение от головы вниз;
- Ладонью изобразить зеркальце;
- Руки на пояс, «пружинки» вправо, влево.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ФЛАГ БАШКОРТОСТАНА».
Цель игры: расширение представлений детей о национальной символике, ее историческом происхождении; воспитывать уважение к геральдическим знакам своей Республики, своего государства.
Задание: Собрать флаг Башкортостана по образцу и объяснить, что каждый цвет обозначает.
Ответы детей: - Флаг состоит из трё х горизонтальных полос: верхняя полоса синего цвета, средняя – белого, нижняя – зеленого.
Воспитатель. Ребята, а кто знает, как называется самый знаменитый башкирский музыкальный инструмент? (Ответы детей). Давайте посмотрим, где и как растет курай.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «КУРАЙ».
(настоящего курая)
Воспитатель. Мы с вами говорили уже о том, что курай все лето растет, к осени высыхает, затем его срезают, сушат в тени и из него изготавливают духовой музыкальный инструмент курай.
Курай (А. Игебаев)
Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою.
А еще мы с вами знаем игру «КУРАЙ». Становитесь в круг, давайте поиграем.
ИГРА С ПЕНИЕМ «КУРАЙ» Ф. Гершовой.
Воспитатель. А теперь я вам предлагаю игру - составить узор.
Дидактическая игра «Составь узор».
Цель: Учить детей самостоятельно подбирать элементы узора и составлять узор. Воспитатель раздаёт детям геометрические узоры - образцы (дети могут выбрать по желанию) и предлагает, подобрав элементы узора составить свой узор.
Воспитатель. Дети, а знаете ли вы, как раньше жили башкиры? (высказывания детей). У нас есть картины, где изображено, как и где раньше жили башкиры. Давайте подробнее рассмотрим эти картины, воспитатель сопровождает рассказом: Жилище башкирского народа было очень простое. Пол юрты устилали сухой травой, а затем покрывали плотной тканью, а поверх ткани палас. Все предметы внутри юрты расположены по определенным правилам. Правая- кухня, где готовили пищу, обедали, там же находились дети. Для самых маленьких подвешивалась колыбель. Другая половина – левая, предназначалась для гостей. Там на сундуке горкой складывались одеяла и подушки. А для красоты и прочности все это перетягивалось нарядной вышитой лентой. Гостевая украшалась паласами, коврами, которые ткали женщины-башкирки.).
Воспитатель. Поиграем? Игра «Юрта, юрта»
Юрта, юрта, круглый дом.
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
(Дети шагают на месте, показывают руками полукруг, затем выставляют руки вперед. Повороты туловища влево-вправо, прыжки на месте. Хлопки в ладоши, приседание, опять хлопки в ладоши. На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения, прослеживаем глазами). Нам тоже нравится делать юрты. Ребята, мы с вами сегодня попробуем себя в роли мастеров художников, мы будем работать в мастерской, занимайте рабочие места. Сейчас мы с вами будем украшать юрты для башкирского народа
Аппликация «Украсим юрту».
Задачи: Развивать интерес к аппликации, учить украшать юрту элементами башкирского орнамента; закрепить навык наклеивания, развивать чувство цвета, радостное настроение;
Воспитатель. На этом занятие, посвященное приближающемуся празднику – Дню Республики Башкортостан, окончено.
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края.
Только мне, из всей моей России,
Милей всего Башкирия моя!
С днём рождения тебя, наша республика!