Елена Фабричнова
План-конспект НОД поисково-познавательной деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Познакомить детей со свойствами магнита, опытным путем выявить его свойства. Развивать познавательные способности детей через экспериментирование, заинтересовать детей практической деятельностью.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Публикация «План-конспект НОД поисково-познавательной деятельности в старшей группе, Тема: „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Развивать стремление детей к самостоятельному познанию и размышлению, искать ответы на возникающие вопросы в решении проблемных ситуаций.
Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Обогащать словарь детей словами: магнит, притягивает, отталкивает.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать двигательные умения, быстроту, ловкость.
Методы и приемы:
Практические: решение проблемной ситуации, динамическая пауза.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Словесные: беседы, рассуждения.
Предварительная работа:
-беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»:
-Что такое подземные богатства?; -Из чего делают железо?; Что внутри шахты?
- дидактические игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.
- чтение сказок: «Мечты одного магнита»,П. П. Бажова «Серебряное копытце» легенды о магнитах, разучивание стихотворения о магните.
- просмотр мультфильмов «Фиксики»( «Магнит», «Компас»).
-рассматривание альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т. д.»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: машина металлическая, большой магнит, металлические предметы, напольный бассейн, удочки с магнитом, магнитные игры.
Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлическая скрепка и шайба, стакан с водой, деревянный кубик, бабочка.
Ход НОД.
Дети входят в зал. Воспитатель предлагает детям поиграть.
Входит Маша, толкая впереди себя автомобиль.
Маша. Ох, уж этот Мишка! Сделал машину, которая не едет, что-то цепляется постоянно к ней по дороге.
Воспитатель. Здравствуй, Маша! Что у тебя случилось?
Маша. Да вот я, ехала, ехала. Как вдруг – брямс, треньс, бух и все, встала машина. Да еще к мотору какая-то штуковина прицепилась. Я ее отрываю, а она обратно прицепляется.
Воспитатель. Давай, посмотрим, что там такое(обходит машину, заглядывает в мотор, Маша крутится рядом. На моторе в машине прицеплен большой магнит). Да это же к мотору магнит прилип, поэтому машина не едет. Давай помогу ее убрать.
Маша. (везет машину, она легко едет). Ура! Она снова едет, а то чтобы я Мишке сказала, я ведь машину без спросу взяла, не знала, что прицепится этот гимнит.
Воспитатель. Не гимнит, а магнит, но ты его не бойся, Маша, просто он притягивает все железное. Как вы думаете, ребята, почему к мотору прилип магнит? (ответы детей).
Воспитатель. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Маша. Спасибо, вам, ребята. Вы не только мне помогли от маг-ни-та избавиться, но и много интересного я узнала. А теперь мне пора, пока Мишка пропажи не заметил. Пока!
Воспитатель. Ну что ж, ребята, Маше мы помогли, от магнита мотор в машине освободили. А вы хотите поближе познакомиться с этим удивительным камнем? (Воспитатель предлагает детям потрогать магнит).Какой на ощупь? Вес? Цвет? Как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит (ответы детей). Чтобы проверить ваши предположения предлагаю вам побыть учеными исследователями в лаборатории научно- исследовательского института.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории».
Опыт №1. «Все ли притягивает магнит?»
Воспитатель. Посмотрите, какие игрушки лежат у вас на столах (мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовые пуговицы, стеклянная баночка, металлическая скрепка и шайба). Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению может притянуть к себе магнит.
Дети выполняют.
Воспитатель. Как проверить, правильный ли выбор вы сделали? Какие предметы притянул магнит? А какие не притянул? Какой можно сделать вывод?
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт №2. «Не замочи рук».
Воспитатель. Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук из стакана с водой? (ответы детей).
Дети проводят опыт: прикладывают магнит к внешней стороне стакана снизу и ведут магнит вверх.
Воспитатель. Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой можно сделать вывод?
Вывод: магнитная сила проходит через стекло.
Опыт №3. «Прятки».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, действует ли магнитная сила через деревянные кубики? Давайте, над железным предметом поставим кубик, попробуйте достать с помощью магнита железный предмет из- под кубика.
Дети выполняют.
Воспитатель. Какой можно сделать вывод?
Вывод: магнитные силы не проходят через толстые предметы и не действуют на расстоянии.
Раздается звонок мобильного телефона с записью «Романса черепахи Тортиллы из фильма «Приключения Буратино».
Воспитатель. Кто же это звонит? Это же черепаха Тортилла! Ребята, черепаха рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет более 300 лет, очень сильно загрязнен. На его дне лежит очень много металлического мусора: разных железяк, металлолома. Черепаха просит нас помочь очистить пруд. Поможем обитателям пруда? (ответы детей).
Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с привязанными магнитами на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине и, соответственно, по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к выводу, что, чем больше магнит, тем он сильнее, а значит может притягивать большие по размеру металлические предметы.
Опыт № 4. «Волшебный лабиринт».
Воспитатель. Уважаемые ученые, как вы думаете, можно ли пройти этот лабиринт без карандаша и ручки? Давайте положим скрепку на лист картона, а магнит под картон. Затем двигаем скрепку по нарисованным дорожкам. Какой можно сделать вывод?
Вывод: магнитная сила проходит через картон.
Опыт №5. «Летающая бабочка».
Воспитатель. Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус (показ). Кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей). К бабочке прикреплена железная скрепка. Я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.
Вывод: магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает.
Воспитатель. Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита. Какими свойствами обладает магнит? (ответы детей).
Просмотр презентации «Волшебный магнит».
Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-ученые. Руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает ценными памятными подарками- магнитными играми.