Елена Платонова
План-конспект комплексного занятия по познавательной деятельности «Волшебный сундук Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики
План – конспект комплексного занятия
по познавательной деятельности
«Волшебный сундук Осени»
для детей подготовительной группы с ОНР.
Составил:
Платонова Елена Николаевна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 2» г. Чебоксары.
Проведено в подготовительной группе №7
Публикация «План-конспект комплексного занятия по познавательной деятельности „Волшебный сундук Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
18 октября 2016г.
г. Чебоксары 2016г.
Программное содержание:
Развивающие задачи:
1. Закрепить и обобщить знания детей об осени : периоды (ранняя, золотая, поздняя, приметы (идёт дождь, небо хмурое, листья с деревьев опадают, птицы улетают на юг, люди собирают урожай).
2. Закрепить знания о деревьях.
3. Активизировать в речи детей, качественные прилагательные (Осень какая? золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).
4. Закрепить знания детей об орнаментальных образах – символах солнца, дерева, густой лес, собака, через чувашское декоративно – прикладное искусство.
5. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
6. Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.
Коррекционные задачи:
1. Развивать словесно - логическое мышление детей, закрепляя умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы (анализ).
3. Стимулирование речевой активности.
4. Формирование положительных эмоций.
5. Развитие мелкой моторики кистей рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
2. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
3. Стимулировать самостоятельность при работе с штампами, поощрять творческий подход.
4. Воспитывать интерес к окружающей природе.
5. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, дружелюбие, умение сопереживать.
. Изобразительные задачи:
Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, собаки, густого леса и дома, на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.
Технические задачи:
1. Закреплять технику использования штампов в рисовании.
2. Упражнять детей в сочетании уже знакомых способов рисования: цветными карандашами, маркерами, фломастерами, гуашью, поролоном.
Словарная работа:
Активизировать словарный запас Егора М. – ранняя, золотая, поздняя, солнце, дерево, густой лес, собака, чувашские узоры; Родион И. - лучи солнца, голова, хвост крючком, хмурая, поздняя., Арсений – листогной, грязник.
Индивидуальная работа:
1. Обратить внимание Влада К. на разнообразие и вариативность изобразительных материалов.
2. Напомнить Егора М. - способы расположения штампа на силуэте одежды.
Демонстрационный материал:
1. Сундук с (Трафаретами чувашской вышивки).
2. 5 замков с листочками: кленовый, осиновый, рябиновый, березовый и дубовый.
3. «Письмо от Осени»
4. Презентация (экран, проектор, ноутбук)
5. Картинки с изображением деревьев в осеннем наряде.
6. Мини – музей «Чувашская вышивка» (масмак)
7. Веревка, прищепки «для белья» (выставка работ).
Раздаточный материал:
1. Лупы.
2. Штампы.
3. Гуашь.
4. Поролон.
5. Вырезанные силуэты: платья и повязки (масмак).
6. Влажные салфетки.
Предшествующая работа:
1. Чтение стихов русских поэтов об осени (А. Пушкин, И. Бунин, А. Плещеев);
2. Рассматривание картин русских художников (И. И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», И. С. Остроухов «Золотая осень») и иллюстраций по теме;
3. Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский «Четыре желания», И. Соколов-Микитов «Улетают журавли», рассказы-загадки об осени;
4. Выполнение творческих работ: аппликация на тему «Осенний ковер», рисование на тему: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Нарисуй, что хочешь про осень», коллективная лепка «Осень»;
5. Дидактические игры и упражнения по темам «Лес. Деревья. Грибы и ягоды. Перелетные птицы. Осень».
6. Оформление выставок «Осенний вернисаж»
7. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
8. Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
9. Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы по ходу занятия :
1. Художественное слово-приветствие: «Я твой друг?»
2. Сюрприз: сундук с замком, письмо с листиками (задания).
3. Задание 1: «Какая Осень?»
4. Задание 2: Презентация «Волшебница Осень».
5. Индивидуальные и хоровые повторения: хмурень, грязник, листогной.
6. Задание 3: Игра «Да» или «Нет».
7. Задание 4: «Отгадай загадки».
8. Задание 5: «В музее чувашской вышивки»
9. «В музее чувашской вышивки». Рассказ воспитателя, самостоятельное рассматривание вышивки с помощью луп (платье, рубашка, головная повязка, полотенце).
10. Пальчиковая гимнастика «Деревья»
11. Инструкция, напоминания по поводу использования штампов и последовательности работы.
11. Самостоятельная работа детей с материалом
12. Индивидуальная помощь педагога.
13. Совместный анализ детских работ.
14. Поощрения педагога: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные, красивые;
15. Подведение итога: что больше всего понравилось, почему?
16. Сюрприз от Осени (сундук с сюрпризом).
Ход занятия:
1. (Дети и воспитатель входят в группу и встают в круг)
Я твой друг, и ты мой друг.
Встаньте дети дружно в круг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостя, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
- У меня для вас необычная загадка.
«Пусты поля, мокнет земля.
День убывает, когда это бывает?
- Как вы думаете? (Осеню)
- Молодцы! Я сегодня не случайно заговорила об осени. Сегодня нам красавица-Осень прислала необычный подарок. Вот этот золотой сундук. Ой, а сколько здесь замков… Как же мы его откроем (Ответы детей) Что это? Наверное, подсказка, как открыть сундук. ПИСЬМО: «Здравствуйте, мои дорогие дети! Решила вас порадовать своим сюрпризом, который находятся в сундуке. А чтобы открыть замки, вам придется выполнить мои задания. А задания записаны на волшебных листочках. Когда вы выполните задания, лист станет ключом к замку. Удачи вам!»
- Вы готовы выполнить задания Осени? (Да)
- Ребята, осень, несомненно, очень красивое время года.
2. 1-й лист (КЛЕНОВЫЙ) : задание 1.
- Какая Осень в нашем Чувашском крае?
(золотая, дождливая, пасмурная, холодная, поздняя, теплая, ранняя, таинственная, загадочная, разноцветная).
- Замечательно!
- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Молодцы. Вы справились с первым заданием, и лист стал ключом. Проверим, приложим? Анечка помоги, пожалуйста. Умница спасибо!
- Каждый месяц олицетворяет собой какой-либо осенний период.
- Это мы увидим в следующем задании Осени. Пройдите, пожалуйста, к стульчикам, присаживайтесь.
(ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ) :
2 й лист (ДУБОВЫЙ) и задание 2.
1 слайд:
- Посмотрите внимательно и назовите, какой осенний период изображен на иллюстрации? (Сентябрь) Почему, вы так думаете? (Рассуждения детей).
- Да, вы правы на изображении СЕНТЯБРЬ.
Сентябрь – ранняя осень. В сентябре погода еще теплая, но все чаще начинает хмуриться небо. За это сентябрь называют хмурень.
- Как называют сентябрь? (Хмурень). Все вместе скажем. (Хмурень). Почему так называют? (Ответы детей).
- А еще в сентябре начинают менять свою окраску листья. И поэтому в народе говорят:
В сентябре лето кончается, осень начинается.
2 слайд:
- Посмотрите следующее изображение и назовите, какой осенний месяц вы видите? (Октябрь? Почему, так решили? (Рассуждения детей).
- Я с вами согласна на изображении ОКТЯБРЬ.
Октябрь – средняя, или золотая осень. В октябре желтеют и краснеют листья, поэтому этот период осень называют золотым. Но если в начале месяца красиво, то потом продолжительные дожди образуют мокрые лужи под ногами. Этот месяц в народе называют грязник. Кто запомнил, как называют октябрь?
- Как называют октябрь? (Грязник). Все вместе скажем: (Грязник). Почему так называют? (Ответы детей).
А еще, в народе говорят:
В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.
- Да, в начале октября у нас еще красивая, теплая погода, а в конце уже может выпасть даже снег. Поэтому так говорят «В октябре до обеда осень, а после обеда – зима».
-Хорошо. Смотрим на следующее изображение.
3 слайд:
- Назовите, какой следующий осенний период отражен на иллюстрации? (Ноябрь). Как догадались? Почему? (Рассуждения детей).
- Молодцы, я согласна! На изображении НОЯБРЬ!
Ноябрь – поздняя осень. В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, погода становится сырой и холодной. С дождем выпадает первый снег. Месяц этот листогной.
Так же в народе говорят:
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
- Хорошо, а теперь посмотрите внимательно на изображения и вспомните народные названия осенних месяцев.
- Как называют сентябрь в народе «хмурень», а октябрь называют? (грязник). Почему? Что происходит с листьями в ноябре? Как называют ноябрь в народе? (Листогной).
- Какое народное название подходит к этому изображению?
- Кто заметил, что здесь что-то не так? А что не так?
- Согласны ли, вы с этой последовательностью? Что надо изменить?
- Какое народное название подходит к этому изображению?
- Какой период осени сейчас. Почему, вы так решили? Да вы правы. Молодцы!
- Как вы думаете, вы справились со вторым заданием? Лист стал ключом, проверь, пожалуйста, Лада.
3. А вот и 3 задание – лист (РЯБИНОВЫЙ) :
- Чтобы открыть следующий замок, мы поиграем в игру, которую приготовила для вас Осень.
Игра называется «ДА или НЕТ».
- Я задаю вопросы, а вы будете отвечать. На ответ «да» – вы хлопаете, а на «нет» - топаете. (На скорость, в быстром темпе).
Осенью растут грибы (да)
Осенью растут цветы (нет)
Листья на деревьях желтеют (да)
Тучки солнце закрывают (да)
Туманы осенью плывут (да)
А букашки прилетают (нет)
Урожай все собирают (да)
Птичьи стаи улетают (да)
Часто – часто льют дожди (да)
Достаём ли сапоги (да)
Можно детям загорать (нет)
Ну, а что же надо делать
Куртки, шапки одевать (да)
- Молодцы, все замечательно справились заданием, и наш лист стал ключом.
4. Следующий лист (БЕРЕЗОВЫЙ) и задание 4:
- А чтобы открыть 4 замок, нам надо отгадать загадки. Слушайте внимательно!
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина) Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клён)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В "белом сарафане.
(Береза) Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
(Дуб)
- Как вы думаете, можно ли увидеть в наших краях такие деревья, и еще какие? (Ответы детей)
- Ребята, следующая загадка необычная: (показываю символ «дерева» и «густого леса»).
- Что обозначает – символ? Где можно, их встретить? (На чувашской вышивке).
- Наша Республика богата не только природой, но и славится чувашской вышивкой (узорами). Поэтому Чувашию издавна называли краем «ста тысяч узоров».
- Вот и выполнили 4 задание, лист стал ключом к замку. Арина, вот тебе лист, открой замок. Умница!
5. Ребята, закройте глазки и представьте себе Осень в женском образе. (Тихо).
- Представили, откройте глазки: в каком наряде пришла к вам Осень? (красива, нарядна, восхитительна, прекрасна и т. д.).
- Так, как мы живем в Чувашской Республике, представьте сейчас Осень в Чувашском наряде.
- Всю красоту Чувашских узоров мы увидим в нашем музее. Приглашаю вас в музей.
- Посмотрите, сколько здесь разных вышивок! А какие узоры мы видим? (Чувашские).
Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, что в чувашских узорах изображены разные образы-символы. Эти символы чувашские мастера - умельцы использовали в украшении одежды, обуви, головных уборах, деревянной и глиняной посуды. Народная чувашская вышивка известна всему миру. Старинные вещи восхищают своей красотой и тонкостью.
6. Здесь для вас лупы. Лупы помогут рассмотреть всю красоту узоров. Какие образы – символы видите (деревья, густой лес, солнце, животное). Какие цвета использовали мастера (красные, желтые, зеленые, синие).
- Обратите внимание, в чувашской вышивке элементы узора чередуются по цвету и могут чередоваться символами.
7. Ой, ребята, у нас остался еще 1 лист (ОСИНОВЫЙ) - 5 задание. Странно, на нем ничего не написано. (Ответ - нарисовано).
- Да, действительно нарисовано! Только здесь чего – то не хватает? (Узоров).
- А что мы с вами можем делать? (Украсить наряд) Мы сегодня будем работать с необычными материалами – это штампы. Посмотрите внимательно, на штампах какие образы – символы чувашского узора вы видите? (солнце, дом, дерево, густой лес, животное). Вы готовы?
- Выберите наряд? (платье, масмак)
8. Но, сначала мы разомнем пальчики:
- Буду вам стихи читать, а вы движения повторять:
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулаки)
Листья березы, (сгибаем большой палец)
Листья рябины (сгибаем указательный)
Листик тополя (сгибаем средний)
Листья осины (сгибаем безымянный)
Листики дуба мы соберем (сгибаем мизинец)
Маме осенний букет отнесем (указательный и средний шагают по ладони)
- Займите свои места. На столах есть материалы для работы.
- Подумайте, как вы, украсите одежду? Узор должен чередоваться по цвету и образом – символом.
- Выберите образы – символы, которые вам понравились, расположите их.
- Можете приступить к работе.
9. Дети работают с штампами).
(Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
-Заканчиваем, наводим порядок на столе и вешаем работы.
-Ребята, вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши работы получились яркие, нарядные. Как на выставке. Осень увидит наши работы, они ей понравятся. (Спросить у детей, какие образы – символы они использовали при украшении одежды).
-Замечательно, вот и 5 лист стал ключом. Пора открывать последний замок.
- Ребята вы справились со всеми заданиями и можете открыть сундук. (Дети открывают, а в сундуке сюрприз – это трафареты с чувашскими образами – символами).
10. Что вам запомнилось? Почему?
- Мне тоже понравилось. Вы сегодня все старались, работали дружно, аккуратно. Молодцы! А трафареты вы можете взять в уголок рисования и использовать в своих работах.