Лейла Табаксоева ( Абдуллаева)
Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Развивать познавательную активность детей.
2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
3. Расширить представления детей о значении и свойствах воды.
4. Развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.
5. Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
Предварительная работа: Наблюдение за дождем, за солнцем. Беседа с детьми о значениии и свойствах воды.
Публикация «Конспект занятия по поисково-экспериментальной деятельности в старшей группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Материалы и оборудование: По два стакана прозрачных для каждого ребенка, ложка, блюдце на каждого. Электрическая печка, сковорода, песок.
Ход организованной образовательной деятельности.
Звучит музыка дождя или журчание ручейка что-то в этом роде…
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.
Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно ребята, речь сегодня пойдет о воде, и не только, мы узнаем много нового и интересного, а так же повторим то, что знаем.
(Занятие начинается со сказки о маленькой капельке. Во время рассказывания, воспитатель показывает картинки по сюжету сказки)
Воспитатель: А начать, сегодняшнее наше занятия, я хочу начать с небольшой сказочки про капельку.
Мария Шкурина «Сказка про капельку»
Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и разговаривали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Капля просачивалась в землю между корнями растений и постепенно капелька попала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к реке.
Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких рыбок, плавающих в реке, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала она. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
Воспитатель;
Какие приключения происходили с капелькой?
Почему капелька попала на облако?
Почему капелька вернулась на землю?
(Разнообразные ответы детей).
Вывод диалога воспитателя и детей: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя. Это называется круговоротом воды в природе! (Показывать на плакате).
Воспитатель: А вот что бы лучше ознакомиться с этим явление природы и понять как же это все происходит на самом деле, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где МЫ с вами станем Лаборантами. Наденьте, пожалуйста, ваши халатики и усаживайтесь на свои места. (Одевают халаты, и садятся.)
(В посуду круглой формы насыпать песка, полить водой из лейки, имитация дождя, затем медленно подогревая землю, наблюдать за испарением водяного пара)
Воспитатель: Я насыпала в посуду круглой формы почву, представим себе, что это наша земля, по которой мы ходим. Теперь я поливаю из лейки, как - будто идет дождь, дождик обильно полил нашу землю, вся влага впиталась, посмотрите (показывает). Затем, что происходит? Солнышко пригревает землю, под ее лучами влага – вода, которая попала в почву, постепенно превращается в пар, сейчас мы это с вами увидим. Но нужно ребята, немножко подождать.
Посмотрите, ребята, что происходит с влагой при нагревании?
Дети: Влага испаряется, превращается в пар.
Воспитатель: Солнышко согрело землю, и вода, которая выпала в виде дождя на землю потихоньку превращается в пар, переходит в газообразное состояние. И чем выше он поднимается, дальше от поверхности земли, тем становится холоднее.
А вот ребята, что у меня еще есть (Показывает стекло).
Что это ребята?
Дети: стекло.
Воспитатель: Это стекло будет нашим небом. Я подержу его над паром, и понаблюдаем, что же произойдет?
- Кто мне скажет, что же произойдет дальше с паром, когда он будет он очень высоко?
Посмотрите ребята, что вы видите? (показывает запотевшее стекло).
Дети: Капельки воды и т. д.
-Какой вывод из этого опыта мы можем сделать ребята?
Дети: Вода при нагревании испаряется, превращается в пар.
Вывод: Что можно сказать о воде ребята? Она стоит на месте?
Вода в природе все время движется, из одного состояния переходит в другое.
(Высказывают мнение)
Физминутка.
Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала – кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).
Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули немного, садимся на свои места.
(Дети садятся, у всех на столах стаканчики с водой).
Воспитатель: Ребята, вы наверно уже и пить хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: У вас в стаканах вода, можно ее выпить. (Выпили).
Вкусная была водичка ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: А какой у нее вкус? У нее есть вкус?
Дети: Нет, она безвкусная.
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет вкуса, она безвкусная!
Это одно из качеств воды. Давайте попробуем найти еще одно качество воды. Возьмите ложечки, которые у вас на подносах лежат, и поставьте в стакан. Вы видите ее (Ложку?
Дети: Да!
Воспитатель: Значит что еще можно сказать о свойстве воды? Какая она вода? Если мы можем разглядеть в ней ложечку?
Дети: Бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: Правильно, вот вам еще одно свойство воды, она не имеет цвета! Она Бесцветная, другими словами прозрачная.
Продолжим искать свойства воды? Возьмите в руки ваши стаканчики и понюхайте. Вы чувствуете какой – нибудь запах?
Дети: Нет! У воды нет запаха!
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет запаха!
Теперь ребята у меня к вам такой вопрос. А есть ли у воды форма? Какой она формы?
Дети: Круглой, квадратной и так далее…
Воспитатель: Перелейте пожалуйста немного воды в блюдца которые перед вами. Теперь какой формы стала вода.
Дети: Приняла форму блюдца.
То есть, что мы можем сказать о воде, она имеет свою какую - нибудь форму?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему ребята, она не имеет формы?
Дети: Потому что она жидкая, текучая!
Воспитатель: Правильно дети! Вода не имеет своей определенной формы, но вода УМЕЕТ принимать форму того сосуда или предмета в который она попадет!
Давайте ребятки вспомним, что нового, мы узнали о воде из нашего первого опыта? (Круговорот воды в природе)
Дети: Вода все время, не прерывно движется, превращается в пар, затем выпадает на землю дождем.
Воспитатель: Правильно, Капельки воды в природе никогда не останавливаются, они все время путешествуют, то выпадают на землю дождем, затем под теплом солнечных лучей, превращаются в пар и снова все идет по кругу.
А что мы можем сказать о свойствах воды ребята
По Картинкам обобщают, делают вывод.