Елена Толкачева
Сценарный план по познавательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование коммуникативных навыков через активизацию знаний о Дымковской и Филлимоновской игрушке.
Задачи:
Обучающие: Активизировать употребление в речи детей названий элементов Дымковской и Филимоновской росписи.
Формировать знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора.
Совершенствовать диалогическую, монологическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Формировать умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы.
Публикация «Сценарный план по познавательной деятельности с детьми старшей группы „Путешествие в город мастеров“» размещена в разделах
Развивающие: Создать условия для развития диалогической, монологической речи, умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Воспитательная: Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии.
1. Образовательная среда:
Характер взаимодействия субъектов деятельности (по субъектам взаимодействия) :
педагог – подгруппа,
ребенок – педагог,
ребенок – ребенок.
Средства обучения и воспитания:
технические средства обучения и воспитания: ноутбук с колонками.
вербальные средства: речь
невербальные средства: визуальное взаимодействие, мимика, перемещение в пространстве.
средства воспитания: положительный пример, одобрение, упражнение, переключение на другие виды деятельности.
Предметно-практическая среда: Сундучок мастеров – умельцев, картинки Дымковской и Филлимоновской игрушки, алгоритм – схема для составления рассказа, дидактическая игра «Волшебный чудо мешочек», дидактическая игра «Угадайка», игра «Давайте сделаем».
Приоритетная образовательная область - Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное,
речевое, познавательное развитие.
Планируемые результаты : Формирование представлений у дошкольников о Дымковской и Филлимоновской игрушке.
Примерный план деятельности
Мотивационно - побудительный этап:Дети заходят в группу и видят на одном из столов что-то укрытое красивой салфеткой.
Что это за чудо чудное, диво дивное
Что же это за сундучок и от кого же он? А вот и письмо, наверно оно адресовано для нас.
Здравствуйте ребята! Пишут Вам народные мастера-умельцы. Мы узнали о том,что вы в своей группе решили сделать музей народной игрушки. Это очень хорошо, и мы тоже решили сделать подарок в ваш музей. И прислали вам волшебный сундучок. Для того что бы открыть сундучок вам нужно будет выполнить задания и найти ключ которым сможете открыть волшебный сундучок.
Желаем вам удачи!
С уважением Народные мастера-умельцы.
Дети подходят к столу,убирают салфетку и находят сундучок.
Воспитатель вместе с детьми садятся полукругом на ковер открывает и читает письмо.
Основной этап: Ребята, кто такие мастера-умельцы? Почему их так называют?
Да, велика наша Русь, много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки».
Ребята а вы знаете откуда же берутся искусные мастера?
Послушайте об этом старинны сказ.
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица : и прясть, и ткать, и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей – искусницей!
Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья - искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на Русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!
А теперь нам пора выполнить задания для того чтобы открыть волшебный сундучок.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Первое задание:
Воспитатель:Дети посмотрите на эти картинки и скажите что здесь изображено?
Какие мастера сделали эти игрушки?
А почему Дымковская игрушка так называется?
Расскажут нам стихотворение Богдан и Саша.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом
Словно в дымке всё кругом
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой, казалось бы,узор
Но отвести не в силах взор
И пошла о Дымке слава
Заслужив на это право
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду.
А почему Филимоновская игрушка так называется?
Сонечка может ты попробуешь нам рассказать?
Жил-был дед Филимон. Пошел он однажды в лес по грибы, да по ягоды. Шел он шел и нашел глину. Принес дед Филимон глину домой и стал лепить детям разные игрушки-свистульки, стал их обжигать в печи. После обжига игрушки становились белыми. Научились у деда лепить игрушки и его сестрицы. И стали они делать для всех свистульки, коней, птиц, людей. Расписывали они их яркими красками»
А вот Анжелика знает стихотворение Ой свистулечка какая.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая.
Подожди минуточку
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
Филимоновская!
Из чего делают Дымковские и Филимоновские мастера свои игрушки?
Сейчас Варя расскажет нам про веселую белую глину.
Стихотворение «Веселая белая глина
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
А какими узорами Дымковские, Филлимоновские мастера расписывают свои игрушки?
Какие цвета используют Дымковские мастера, украшая свои игрушки?
Какие цвета используют Филимоновские мастера, украшая свои игрушки?
Как, одним словом можно сказать про эти цвета?
Чем отличаются Филимоновские игрушки от Дымковских
Физ. Минутка «Мы игрушки расписные»
Мы игрушки расписные (стойка прямо покачивания плечами)
Хохотушки вятские (улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)
Кумушки посадские (небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)
Щечки будто яблочки (легкое касание щек)
С нами издавна знаком (стойка прямо)
Весь народ на ярмарке (поклон)
Воспитатель: А теперь пришло время выполнить следующее задание.
Второе задание
Д/И «Волшебный чудо мешочек».(рассказ про игрушку изображенную на картинке по алгаритму)
Внимательно рассмотреть игрушку на картинке. После этого описать ее по алгоритму. Например: это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами-точками, полосками, кружочками и т. д.
Воспитатель: А теперь и мы с вами сделаем игрушки.
Игра «Давайте сделаем». (под народную музыку)
Привезли мы глину с дальнего
Ну-ка за работу, чудо-мастера.
Слепим, высушим и в
А потом распишем
Будем мы игрушки печь
Печка жаром пышет
А в печи- не калачи
А в печи- игрушки!
Вы готовы выполнить следующее задание?
Третье задание «Угадайка» (Найти картинку отгадку и сказать чьих мастеров эта игрушка)
1. Посмотрите пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок
А высокий гребешок?
Красной краскою горя
Как корона у царя (индюк)
2. Заплелись густые травы
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога (баран)
3. Бегут по дорожке
Рога да ножки (козел)
4. За студёною водицей
Девица – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша (Водоноска Филимоновская)
5. Отгадайте-ка ребятки,
Про кого моя загадка?
Разноцветный, голосистый,
Яркий, красочный, пятнистый,
Он как встанет поутру,
Запоет «ку-ка-ре-ку» (петух)
6. Вставь в замочек, поверни
Сундучок ты отвари
Ростом мал, но так могуч
Сказочный, волшебный (ключ)
Ну вот ребята мы нашли волшебный ключ и теперь можем открыть сундучок.
Воспитатель вместе с детьми открывают сундучок и находят волшебный альбом. Дети вместе с педагогом рассматривают альбом и показывают гостям.
В последней загадке находят ключ, и открывают сундучок.
Рефлексивный этап: Детям предлагается вспомнить о каких игрушках сегодня говорили. Полюбоваться музеем народной игрушки сделанный совместно с родителями и детьми группы.
Дети делятся впечатлениями.