Татьяна Петрова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной к школе группе (для детей с ТНР)
Вид НОД – пересказ вновь прочитанного произведения.
Тип НОД–контрольно – проверочный по обучению связной монологической речи
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности „Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Тема НОД: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Интеграция образовательных областей («Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Физическое».).
Задачи:
1. Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года. («Речевое развитие»).
2. Ознакомить с названием и автором произведения. («Речевое развитие»).
3. Уточнить (обогатить) активный словарь значениями слов, словосочетаний. («Речевое развитие»).
4. Развивать правильную диалогическую, монологическую речь. («Речевое развитие»).
5. Формировать умение детей пересказывать художественный текст последовательно, точно, выразительно и самостоятельно. («Речевое развитие»).
6. Закрепить правильное произношение звуков, ранее сформированных, развивать чувство рифмы. («Речевое развитие»).
7. Развивать фонематический слух. («Речевое развитие»).
8. Развивать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками в игровой и образовательной деятельностях. («Социально-коммуникативноеразвитие»).
9. Развивать умение слушать собеседника. («Социально-коммуникативное развитие»).
10. Развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия и понимания произведения, вызвать желание пересказать рассказ. («Художественно-эстетическое развитие»).
11. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус. («Художественно-эстетическое развитие»).
12. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей. («Познавательное развитие»).
13. Развивать память, мышление, внимание, творческое воображение. («Познавательное развитие»).
14. Развивать двигательные умения и навыки. («Физическое развитие»).
15. Развивать координацию речи с движением. («Физическое развитие»).
Методы и приемы:
- словесные: беседа, вопросы, чтение сказки,пересказ рассказа, повторное проговаривание;
- наглядные: рассматривание письма от Почтальона, сюжетных картинок по рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетных картинкокс изображениемвсех времен года.
- практические: физминутка.
Материал и оборудование: письмо от почтальона, рассказ К. Ушинского «Четыре желания», магнитная доска, сюжетные картинки с изображением всех времён года, указка, мешочек с шоколадными конфетами (по количеству детей).
Детская деятельность Формы и методы организации
совместной деятельности
Игровая Игровая ситуация (орг. момент – письмо от почтальона, сюрпризный момент (заключительный момент)
Коммуникативная Загадки, вопросы, беседа, повторное проговаривание.
Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение рассказа, обсуждение, пересказ рассказа, чистоговорки.
Двигательная Физминутка
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность учителя-логопеда Деятельность учителя-логопеда Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный этап. Письмо с загадками
Приветствует детей, предлагает поздороваться с гостями, открыть конверт с письмом от почтальона, загадывает загадки:
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло.
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая (зима).
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Наступает непогода,
Это к нам идет… (весна).
Спеет сладкая малина
На лесной опушке,
На болоте у осины
Квакают лягушки.
И выводит соловей
Трели до рассвета.
Ночь короче, день длинней,
Наступило (лето).
Вот ненастный день понуро
Листьев ворох в ноги бросил,
И сереет небо хмуро,
И дождями плачет … (осень).
Уточняет любимые времена года детей, объявляет тему занятия. Приветствуют педагога и гостей, наблюдают за вскрытием письма от почтальона, садятся на стульчики, отгадывают загадки, озвучивают любимые времена года, слушают тему занятия.
Деятельностный этап.
Ознакомить с названием и автором произведения
Уточнить
(обогатить)активный словарь значениями слов, словосочетаний
Развивать диалогическую речь;
Развивать умение слушать собеседника Беседа
Предлагает послушать рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».
Задает вопросы (уточняет, (объясняет значения).
- Ребята, как вы понимаете слова и словосочетания:
- румяный (красный, алый).
- записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
- вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
-восторг (веселье, радость).
- сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)
-желание (мечта, просьба, задумка) Внимательно слушают педагога
Объясняют известные им значения слов, словосочетаний. Ознакомлены с названием и автором произведения
Уточнен (обогащен) активный словарь значениями слов, словосочетаний
Слушают собеседника
Развивать память, мышление, творческое воображение,
фонематический слух, слуховое внимание, художественноевосприятие и эстетический вкус, диалогическую речь.
Чтение рассказа «Четыре желания»,
беседа по восприятию художественного произведения Не все дети
запомнили последовательность рассказа, некоторые отвечают на вопросы с помощью педагога или сверстников.
Предлагает детям внимательно послушать рассказ, зачитывает его четко, с выражением, после прочтения задает вопросы :
-Как называется рассказ, который сейчас прочитали?
- Кто главный герой?
- О каких временах года говорилось в рассказе?
- Что каждый раз говорил Мите папа, когда тот озвучивал свое желание? Внимательно слушают рассказ, запоминают, отвечают на вопросы по прослушанному рассказу.
Развивать двигательную активность, развивать координацию речи с движением. Физминутка «В наших тёпленьких сапожках» Развивают двигательную активность, развивают координацию речи с движением.
Приглашает детей встать в круг,повторять вслух текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Перчатки мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Просит детей занять свои места. Встают в круг, повторяют вслух текст и выполняют движения в соответствии с текстом.
(поочередно выставляют ноги вперед)
(топают)
(дышат в ладошки)
(хлопают в ладоши)
(«надевают» рукавицы)
(указательным пальцем «отрицают»)
(обнять руками грудь)
(кружатся вокруг себя)
Занимают свои места.
Постановка цели на пересказ рассказа «Четыре желания»
Развивать фонематический слух, развивать слуховую память. Сообщает о том, что дети будут пересказывать рассказ, предлагает послушать внимательно текст еще раз.
Слушают инструкцию педагога Развит фонематический слух, развита слуховая память.
Развиватьслуховую память Повторное чтение основных моментов рассказа «Четыре желания» Запоминают текст рассказа
Повторно читает рассказ Внимательно слушают чтение рассказа педагогом
-развивать монологическую речь;
- формировать умение детей пересказывать художественный текст последовательно, точно, выразительно и самостоятельно;
- развивать умение слушать собеседника.
Пересказ рассказа «Четыре желания» (с опорой на наглядность) -развита монологическая речь;
- сформировано умение детей пересказывать художественный текст последовательно, точно, выразительно и самостоятельно;
- развито умение слушать собеседника.
Предлагает детям по желанию (поименно) пересказать рассказ. Выражают желание пересказать рассказ.
Закрепить правильное произношение звуков, ранее сформированных, развивать чувство рифмы, слуховое внимание, память. Чистоговорки «Зима» Произносят чистоговорку медленно, четко.
Предлагает детям четко повторить каждую строчку:
Ма — ма — ма — на дворе зима
Ом-ом-ом — слепим снежный дом.
Мы- мы-мы — дождались зимы
Ды-ды-ды- на снегу следы
Ать-ать-ать – я иду гулять
Ну-ну-ну – саночки тяну
Ок-ок-ок — на дворе снежок
Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.
Ул-ул-ул — ветерок подул.
Ул-ул-ул — зимний лес уснул. Повторяют четко каждую строчку за педагогом.
Заключительный
Самооценка деятельности детей
Просит детей ответить полным развернутым предложением на вопросы:
-С каким произведением познакомились на занятии? (Сегодня мы познакомились с рассказом «Четыре желания»);
-Назовите автора рассказа «Четыре желания» (К. Ушинский);
- Какие упражнения и задания выполняли?
- Какое упражнение или задание оказалось для вас наиболее легким (сложным?
- Как вы считаете, кто на занятии сегодня больше всех отвечал?
- Кому в следующий раз надо быть более внимательным?
-Дома вы можете рассказать рассказ «Четыре желания» своим родным.
Отмечает, что дети справились со всеми заданиями, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого; (сюрпризный момент) раздает сладости. Вспоминают название и автора произведения, отвечают полным предложением на вопросы педагога, получают шоколадные конфеты.