Махотина Елена Николаевна
План-конспект логопедического занятия в 4 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия.
Дата: 28.11.22 г.
Класс :4
Учитель-логопед : Махотина Е. Н.
Занятие № 34
Форма проведения: групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Тема урока: Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь».
Цель:
Коррекция недостатков письма и чтения.
Коррекционно-образовательные:
Публикация «План-конспект логопедического занятия в 4 классе „Обозначение мягкости согласных при помощи буквы „ь“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные и согласные
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Уточнить представления детей о мягком знаке.
2. Закреплять умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине и конце слов.
Коррекционно-развивающие:
1. Коррекция речевых нарушений
1.1. Развитие фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем.
1.2. Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа.
1.3. Развитие навыков словообразования и словоизменения.
1.4. Уточнение и активизация имеющегося у детей словарного запаса по теме "Месяцы года"
1.5. Закрепление понятий "звук - буква", "словосочетание - предложение".
1.6. Формирование учебного высказывания.
1.7. Развитие языкового чутья, наблюдений за языковыми явлениями.
1.8. Совершенствование навыка чтения.
1.9. Актуализация знаний по русскому языку.
1.10. Развитие связной речи.
2. Развитие познавательных процессов
2.1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2.2. Развитие внимания (произвольного, непроизвольного)
2.3. Развитие памяти (словесной)
2.4. Развитие мышления через развитие навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
2.5. Развитие временных представлений.
2.6. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
3.2. Воспитывать умения слушать, не перебивая, учителя - логопеда и товарищей.
Оборудование: буквы ь раздаточные, картинки на слова с ь на конце, карточки, «Волшебная ниточка», зелёные кружки «Светофор».
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Мягкий знак)
Буква р перевернулась – мягким знаком обернулась.
II. Тема.
Мы будем сегодня говорить о мягком знаке, учиться его слышать в конце слова, читать слова с мягким знаком.
- Что вы знаете о мягком знаке?
Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
- Что обозначает мягкий знак? (мягкость согласного)
Сравнение слов.
Угол-уголь, мел-мель, шест-шесть.
III. Д/и «Светофор».
Логопед произносит слова. Дети должны поднять зелёный светофор, если услышат, что последний звук в слове звучит мягко.
Словарный материал: стул, угол, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.
IV. Отгадай загадку, найди отгадку среди картинок.
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
По лугу ретивый скачет,
Там резвится и лихачит,
Кормим мы его овсом,
Скачем мы на нем верхом! (Конь)
Он приходит в школу рано,
У него большие планы :
Научить детей писать,
Думать, вычислять, решать. (Учитель)
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я. (Строитель)
Словарная работа.
Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(медведь)
Как вы догадались?
Медведь – крупное хищное животное. Какие признаки можете назвать?
Каким медведь изображается в сказках? (неуклюжий, косолапый, глуповатый)-на самом деле – медведь умный, ловкий, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает- его трудно догнать, Когда крадется к своей добыче- ни одна веточка не хрустинет под его лапами.
Почему это животное так назвали? (ест мед и ведает, то есть знает, где мед найти).
Запись в тетради- медведь. Ставим ударение, Какую букву надо запомнить? Безударную гласную Е; Д-парная согласная, проверочное слово- медведи. Сколько звуков?-6. Сколько букв? -7. Почему букв больше, чем звуков? Мягкий знак звука не обозначает. А какую роль играет (показывает мягкость согласного).
V. Д/и «Четвертый лишний».
Портфель, олень, книга, кровать. (Книга, т. к. в слове нет мягкого знака)
Окно, пень, стул, стол. (Пень)
Дверь, снегирь, тюлень, лес. (Лес)
VI. Физминутка.
VII. Деление слов на слоги и подбор слов к схемам
Слова: Олень, лень, день, тюлень, карамель, акварель.
IX. Работа в тетради. Вставь пропущенную букву мягкий знак там, где нужно.
1. Штрафной удар _, нержавеющая стал _, густая пыл _, сильный жар _, белый мел _, острый угол _, каменный угол _, обширная мел _, длинный шест _, зеленая ел _.
2. Учител_ положил мел_ на стол.
3. Корабл_ сел на мел_.
4. Опят_ пят_ ребят нашли у пенька пят_ опят_.
X. Итог урока.
Оценка работы детей.