Силич Светлана
Конспект логопедического занятия для детей 6–7 лет «Дифференциация звуков [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет на тему: «Дифференциация звуков Л-Ль»
Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.
Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.
Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнения на активизацию внимания:
Игра “Дотянись рука”.
– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.
– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
2. Сообщение темы
– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
– Л и Ль
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться правильно различать звуки Л и Ль.
3. Произношение чистоговорок
Ребята, давайте проговорим чистоговорки
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голы
Ли-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблю
Ля-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке тепло
Ло-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
4. Развитие фонематического восприятия
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).
Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
– Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).
– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.
Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.
5. “Зажги фонарик”.
– Ребята, к нам на занятие пришли гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются картинки). .
– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, Ладе – картинки в названии которых со звук Л, Леше – картинки в названии которых звук Ль, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску.
6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез
– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам.
7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах
а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.
– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.
б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.
Например: Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.
8. Игра “Полочки”
Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы.
9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе
Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
10. Доскажи, подобрав слова
– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу).
Дети в скверике сидели
И мороженое (ели).
А возле этой елки
Бродили злые … (волки).
Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка).
Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка!
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).
Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать!
Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол!
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула).
Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили).
12. Итог занятия
а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить одну из скороговорок.