Пушкина Анна Сергеевна
Конспект занятия по формированию читательской грамотности с элементами квест игры «Обед для Винни-Пуха» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Обед для Винни-Пуха»
Цель Формирование предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников через участие в квест игре
Основные задачи
1. продолжать развивать умение различать литературные жанры (рассказ, сказка, стихотворение, понимать содержание произведения;
2. формировать умение задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета;
3. развивать интерес детей к литературным произведениям в процессе общения и поиска;
4. развивать логическое и образное мышление через анализ и интерпретацию прочитанного;
5. развивать коммуникативные навыки через взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками;
6. воспитывать устойчивый интерес к книгам и бережное отношение к ним
Предварительная работа Чтение произведения А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»
Приоритетный вид функциональной грамотности Читательская грамотность
Формируемые компетенции (4 К) Коммуникация
Кооперация
Критическое мышление
Формы организации деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей) Совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах
Этапы образовательного мероприятия
1. Организационный этап
(организация пространства / установка правил взаимодействия / разделение детей на группы)
Дети входят с воспитателем в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел еще один гость (демонстрирует игрушку Винни-Пух). Вы узнали кто это? Из какой книги этот герой? (Алан Милн «Винни Пух и все, все, все…») Это сказка или рассказ? Почему? Что бывает в сказке? А в рассказе?
2. Мотивационный этап (мотивация к деятельности, актуализация представлений и умений)
Воспитатель: Винни-Пух не просто так к нам пришел, он хочет нас попросить о помощи. Винни надеется, что мы сможем помочь ему найти недостающие страницы и отремонтировать книгу (воспитатель демонстрирует испорченную книгу – обложка без страниц). Ребята, поможем?
Воспитатель: Чтобы понять, как Винни-Пух попал в такую ситуацию, нам нужно вспомнить какой характер у Винни-Пуха, что он любит.
3. Информационный этап (получение информации разными способами, «открытие» нового знания (способа действий): поиск и работа с источниками информации, выявление фактов и мнений, выдвижение гипотез и т. п.
Воспитатель: Каким мы представляли себе Винни Пуха, когда читали книгу?
Воспитатель: Винни-Пух - это плюшевый медвежонок, милый, смешной. неуклюжий. Винни-Пух обожает кушать сладости и сочинять весёлые стишки. Из-за своего отменного аппетита и любознательности Винни постоянно попадает в различные невообразимо смешные, а иногда и на редкость затруднительные положения. То он застрянет в норе, то потеряет подарок, а то и зависнет в воздухе на воздушном шарике.
Помните, Винни Пух постоянно сочинял стихи, что такое стихи?
Воспитатель: В стихотворении обязательно есть рифма - созвучие в окончании слов. Винни Пух предлагает поиграть в его любимую игру «Придумай рифму». Поиграем?
Игра «Придумай рифму»
Если мамы дома нет –
Кто сготовит нам… (обед?
Нужно мамочке помочь –
Помогает маме… (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит… (овощей).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана… (капуста).
Ножик режет очень ловко –
В щи отправилась… (морковка).
И конечно же немножко
Бросим мы туда… (картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы… (приправу).
Только входит мама в дом –
Мы к столу ее… (ведем).
Воспитатель: У Винни-Пуха есть любимое стихотворение. Послушайте стихотворение
Людмилы Гульевой «Хлебобулочные изделия»
Хлебобулочное изделие
Поднимает настроение.
Диетологов не слушаю,
Лучше плюшку я покушаю.
Поделюсь ещё с подружкой
Несравненною ватрушкой.
Ну а милый старый хлеб,
Среди всех, конечно, дед.
Как без хлеба мне прожить,
С этим лучше не шутить.
И пирожные забыть?
И торты уж не купить?
Мне б ещё и пирожок,
Так немного, посошок.
Ах, забыла про печенье,
Вот доставит наслаждение.
Так мечтала, намечталась,
И голодною осталась.
Воспитатель: О каких хлебобулочных изделиях говорится в стихотворении? Нравятся ли автору хлебобулочные изделия? Можно ли много таких продуктов кушать?
Воспитатель: Винни-Пух тоже любит тортами и пирожными полакомится, еще он очень любит варенье.
- Варенье из чего варят? из ягод, фруктов. Винни Пух говорит, что его любимое варенье из ягод малины – малиновое варенье и предлагает нам поиграть в игру «Ложечку передавай и варенье называй».
Из малины - малиновое варенье
Из слив - сливовое варенье
Из клубники - клубничное варенье
Из смородины - смородиновое варенье
Из яблок - яблочное варенье
- Дети, как вы думаете ягоды, фрукты - полезные продукты?
Ответы детей: «Да, в них много витаминов»
- Так значит и варенье полезное? Нет, в нем много сахара.
- Да, вы правы, варенье – это десерт, его, как и все десерты кушают понемногу, иногда, после того как уже покушали.
-А что случиться с человеком, если он будет кушать много сладкого? Станет толстым, заболеет.
Воспитатель: Винни-Пух очень любит покушать, особенно он любит сладкое. И однажды из-за его любви к сладкому с ним приключилась неприятная история. Давайте вспомним, что произошло с Винни Пухом. (Дети вспоминают отрывок, когда Винни-Пух застрял в норе у кролика)
Воспитатель: Что бы такого больше не случилось, Винни Пух решил правильно питаться и даже делать зарядку. Помните, мы читали, как Винни делает зарядку. Кто может рассказать?
Воспитатель: Я предлагаю показать Винни-Пуху, как мы делаем зарядку. Она со стихами, как он любит
Физминутка
Раз — согнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять – немного поскакать,
А на шесть — тихо сесть
Воспитатель: Винни-Пух говорит, что ему понравилась наша зарядка, он постарается ее запомнить. А теперь перейдем к главной просьбе Винни-Пуха. Винни-Пух решил правильно питаться и попросил у своего друга Кристофера Робина кулинарную книгу. Затем к нему пришел Пятачок, и они решили поиграть. Спрятали страницы из книги в разных местах и отметили на карте, куда спрятали. Но найти не смогли. Винни-Пуху стыдно признаться Кристоферу Робину, что случилось с книгой, и он просит нас помочь ему найти страницы и отремонтировать книгу. Ребята, мы же с вами тоже любим играть в такую игру? Поможем Винни–Пуху?
4. Практический этап (применение полученных знаний и способов действий в самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности)
Воспитатель: Давайте разделимся на команды, чтобы быстрее справится с заданием.
Дети делятся на пары, получают планы с отметкой и осуществляют поиск.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь нужно вставить страницы по порядку. Как называется первый прием пищи? Что мы обычно кушаем на завтрак? У кого нужная страница? После завтрака следует … (обед) Что мы едим на обед? У кого страницы с обеденными блюдами? И последний прием пищи… (ужин). Вечером не нужно наедаться, обычно мы едим что-нибудь легкое. У кого последняя страница?
Воспитатель вставляет страницы в книгу и прошивает ниткой.
Воспитатель: Винни-Пух, вот твоя книга и запомни, что с книгами играть нельзя!
5. Оценочно-рефлексивный этап (оценка / самооценка, взаимооценка результатов деятельности, рефлексия эмоционального отношения)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Винни-Пуху на прощание, как нужно обращаться с книгами.
1. Не брать книгу грязными руками.
2. Не рисовать в книге.
3. Переворачивать страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
4. Подклеивать книгу, если есть порванные страницы.
5. Не загибать листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
6. Пользоваться закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
Воспитатель: Винни-Пух благодарит нас за помощь, он говорит, что ему понравилось у нас в гостях и хочет узнать, какие книги вы прочитали дома?
6. Образовательная деятельность родителей с детьми в рамках темы образовательного мероприятия
Рекомендация родителям:
- прочитать с детьми Алан Милн «Баллада о королевском бутерброде», «Винни-Пух и все-все-все»; Генрих Сапгир «Бутерброд»
- совместно с детьми приготовить любимые, полезные для здоровья семейные блюда.