Жанна Ибрагимова
Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Работа начата: 01.09.2016 г.
Предполагаемое завершение: 30.05.2017 г.
Тема: Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
Цель: Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовые документы и практический опыт по данной теме;
Публикация «Развитие эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
2. Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю. Васнецовым, Е. И. Чарушиным и Е. Рачёвым.
3. Познакомить детей со средствами выразительности, которые используют в своих работах художники (плавность, красота линий, жесты, мимика).
4. Воспитывать у детей интерес к поэзии, помочь полюбить гармонию родной речи.
5. Развивать умение наслаждаться стихами через произведения Е. Благининой, А. Барто и С. Я Маршака.
Актуальность:
Сегодня большое внимание уделяется развитию креативных способностей ребенка, так как процесс познания мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений.
Размышляя над тем, как создать ребенку благоприятные условия для такого развития, не навязывая, не принуждая их ни к чему, и, учитывая условия современности, появления новых программ, ИКТ, методической литературы, я решила работать по данной теме, которая охватывает практически все стороны воспитания дошкольников: эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства, а также развивает речь и многое другое.
Хотелось бы немного остановиться на том, почему именно эта тема затронула меня, стала такой важной и необходимой в работе, и какую роль играет эстетическое восприятие в воспитании детей.
Ребенок с самого детства по своей природе предрасположен к разным видам искусства и его сознание может вместить в себя все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития. Искусство, становясь частью окружения, позволяет ребенку проникать в жизненные ситуации и видеть их такими, какими они предстают через сюжетные картинки, иллюстрации, через характеры героев, их настроения.
Мир сказок, иллюстраций и поэзии помогает детям в непринужденной эмоциональной обстановке, отличной от повседневной, воспринимать все происходящее в окружающем нас мире действительности. Природа детей такова, что художественное слово им будет чуждо и непонятно, если они попробуют представить его через лепку, рисунок. Дети должны сенсорно насытиться наглядностью мимики, жеста, костюмом, маской, звуком, цветом, интонацией речи, созданием художественно-пространственной среды. Таков образ мышления ребенка-дошкольника, наглядно-образный, наглядно-действенный.
Через слово, как и через изображение и музыку, активизируются и развиваются все виды художественной деятельности. Ведь малыш уже в самые первые годы своей жизни встречается с книгой. А книга - это одно из первых произведений искусства. Из опыта работы с детьми я убедилась в том, что при объединении искусств у детей пробуждаются особые эмоции, которые способны творить чудеса. Они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности, раздвигают горизонты их сознания и могут определить его дальнейшее будущее.
У детей среднего возраста - особое отношение к красоте, в частности к красоте языка. Их сознание выходит за пределы окружающей действительности, их волнуют отношения, происходящие не только в ближайшем окружении, им становится интересен весь мир. Дети слышат красоту поэтической речи, особенно если она к месту и к настроению. Искренние, яркие рассказы, сказки, стихи, иллюстрации, рисунки, причем в сочетании с музыкальными произведениями, помогают детям понять эту красоту, почувствовать её, увидеть своими детскими глазами то, что они видят вокруг себя.
Проблема:
Ребенок, видя художественный наряд книги, проявляет к ней интерес, у него появляется желание внимательно рассмотреть её, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывать радость от встречи с красивой книжкой. Но в силу того, что семейное чтение сейчас утратило свои традиции, которыми когда - то славилась Россия, нам хотелось бы возродить эти традиции среди своих воспитанников, так как они несут в себе богатый нравственный потенциал для всестороннего развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают и любят сказку, поэтическое слово; овладели умением понимать художественное своеобразие иллюстраций к сказкам.
2. Изменение отношения родителей к данной проблеме и установление партнерских отношений с ними.
3. Повышение уровня компетентности педагога по данной теме.
4. Создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.
Изучить нормативно-правовые документы и методический материал по ФГОС ДО:
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Законодательные акты РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г. №1014;
- Устав ДОУ.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, игры, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский.
План работы с детьми
1. Занятия по ознакомлению с творчеством:
Ю. А. Васнецова
А. Л. Барто
А. Л. Чарушина
Е. Благининой
Е. Рачева
С. Я. Маршака
Итоговое комплексное занятие "Путешествие в сказочный лес"
2. Вечера поэзии по временам года:
"Осень"
"Зима"
"Весна"
"Лето"
3. Выставки художественной продуктивной деятельности детей по временам года:
"Золотая осень"
"Ух, ты зимушка- зима"
"Весна - красная"
"Веселое лето"
4. Показ шляпкового театра по русским народным сказкам:
"Репка"
"Колобок"
"Курочка ряба"
"Теремок"
"Что мы знаем о животных"
"Мои любимые сказки"
"Наши пернатые друзья"
6. Прослушивание аудиозаписей 1 раз в неделю По запросу детей
7. Просмотр видеофильмов, видеороликов, слайдовых презентаций 2 раза в месяц По запросу детей
8. Заучивание и чтение художественной литературы, устного народного творчества По календарному плану
Работа с родителями
1. Анкетирование "Книга в семье" .Сентябрь.
2. Родительское собрание "Вот и стали мы на год взрослее".Сентябрь.
3. Приобретение необходимой художественной литературы по данной возрастной группе. В течение года.
4. Подбор иллюстраций по художникам - иллюстраторам: Е. Рачёву, Ю. А. Васнецову и Е. Чарушину.
В течение года.
5. Консультации для родителей на темы: "Чтение сказок в кругу семьи", "В мире прекрасного", "Жанры живописи", "Прекрасное в жизни и произведениях изобразительного искусства", "Вечера семейного чтения", "Об эстетическом воспитании" и др. По плану.
6. Совместные выставки работ по временам года. 1 раз в квартал.
7. Пополнение фонетики аудио кассетами. В течение года.
8. Изготовление книжки - малышки для литературной викторины. По плану.
9. Творческая гостиная по творчеству Е Благининой и А. Барто "Мамины помощники".Апрель.
10. Показ итогового открытого развлечения "Путешествие в страну сказок". Май.
Работа педагога
1. Изготовление альбомов о творчестве поэтов и художников - иллюстраторов. Сентябрь-Октябрь
2. Проведение познавательных занятий по ознакомлению с творчеством поэтов, художников, выше перечисленных. По плану.
3. Оформление и проведение игр с детьми. По плану.
4. Подбор литературных произведений для детей. В течение года.
5. Оформление выставки книг для детей и родителей по творчеству С. Я. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина, Ю. А. Васнецова, Е. Рачёва по сказкам, о маме, о празднике Победы и т. д. По плану.
6. Организация выставок детских рисунков по вышеперечисленным темам. 1 раз в квартал.
7. Проведение вечеров развлечений, праздников. По плану и запросу.