МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой (6 фото)

Наталья Николаевна Шилкина
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы. Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В. Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах

Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированности экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?»(Прил. №1) показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Я решила объединить эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе.

Поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с творчеством писателей В. В. Бианки, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. М. Пришвина, Е. И. Чарушина, Н. И. Сладкова и других писателей

2. Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово

3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

5. Привлечь родителей к данной проблеме.

Составила план работы:

1. Создать картотеку книг по экологическому воспитанию.

2. Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.

3. Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания.

4. Оформить папки-передвижки: «Портреты детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе», «Расскажем сказку вместе», «Что такое книга?»)

5. Пособия: «Мудрые пословицы о природе», «Откуда к нам приходит книга», «Учим детей отгадывать загадки

6. Разнообразить методы и приемы.

7. Подготовить и провести КВН совместно с родителями и детьми.

8. Использовать интеграцию в воспитательно-образовательном процессе.

9. Разработать цикл интегрированных занятий с использованием художественных произведений.

У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще.»)

Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтовВ своей работе использовала творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. С удовольствием знакомила детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

В наблюдениях за объектами и явлениями природы часто использовала художественное слово. Это помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Старалась умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей.

Фото №1 Писатели поэты всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе. Так после заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети с родителями проявили большую активность в акции «Наши пернатые друзья».

Были изготовлены и развешены на участке самые разные кормушки, сделанные с большой любовью и старанием.

Фото №2 В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово

Стихотворную форму о природе использовала и в других видах деятельности:

-пальчиковые игры:

«Вырос чудесный цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки»

Фото №3 Она с одной стороны воспитывает в детях умение видеть красоту природы чувство любви и бережное отношение к ней с другой обогащает их представления учит выделять закономерности природных явлений

-физкультминутки: «Дети по лесу гуляли за природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели»Для меня было очень важно донести до детей смысл произведений и всегда в глазах появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг от прочитанного.

Работа с родителями:

1. Консультации «Что такое экологическое воспитание, «Организация домашнего чтения в семье» «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»

3. Папки-передвижки «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой» «Что и как читаем детям о природе»,

4. Совместный КВН детей и родителей на тему «По лесным тропинкам»

Фото №4 Сухомлинский писал Чтение это окошко через которое дети видят и познают мир Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений

Из своего опыта могу сказать, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что произведения писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию.

Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Фото №5 Публикация Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой размещена в разделах Воспитание детей
Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с родным городом Растить гражданина-патриота нужно начинать с дошкольного возраста, Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности» Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным городом» «Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа,.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. (младший дошкольный возраст). Воспитатель:.

Работа с родителями по теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?». Подборка экологической литературы для родителей. Собрание «Формирование начал экологической.

Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром» Родительское собрание в средней группе «Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром». Цель: Повышение.

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя Так давайте к ней мы будем Относиться как друзья. Л. Парукова В настоящее время, как никогда,.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой В педагогической литературе содержание понятия «экологическое воспитание» трактуется по-разному. Так, А. А. Вербицкий утверждает, что под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 21:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД