Анастасия Дрынкова
Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой.
(младший дошкольный возраст).
Воспитатель : Дрынкова А В
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают выразительность языка, показывают как, богата родная речь живыми и образными выражениями, сравнениями.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Темочки
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. (чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п., выразительное чтение художественной литературы, беседа по произведению, прослушивание записи на дисках)
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению, (показ иллюстраций, элементы инсценировки, движение пальцами, руками, просмотр видеоматериалов, оформление выставки и книжного уголка)
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях в детском саду (игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки)
Более эффективным, является игровой метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Развитие речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической, восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки) являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.